Экономика

После падения «ВИМ-Авиа» цены на билеты могут взлететь

Пять наивных вопросов о том, почему ВИМ-Авиа оказалась на грани банкротства и как это скажется на пассажирах
Стойки авиакомпании "Вим-Авиа" в столичном аэропорту Домодедово.

Стойки авиакомпании "Вим-Авиа" в столичном аэропорту Домодедово.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Во вторник и среду большинство клиентов «ВИМ-Авиа», фактически прекратившей полеты, так и оставались сидеть в аэропортах. Или, в лучшем случае, в гостиницах, где их разместили туроператоры.

«Пошли третьи сутки, как мы заперты тут в Турции без возможности вылететь домой. Слава Богу, не на улице, а в гостинице, и нас кормят», - пишет один из туристов в фейсбуке.

По данным Ростуризма, сейчас за рубежом остается порядка 39 тысяч наших соотечественников с билетами ВИМ-Авиа на руках. Это как те, кто уже должен был улететь домой, так и те, у кого возвращение было запланировано на более поздние даты. Еще около 1,5 тысяч отпускников уже застряли или могут застрять на наших курортах — в Крыму и Краснодарском крае.

А еще у ВИМ-Авиа была широкая сеть регулярных маршрутов — в частности, на Дальний Восток.

По данным Ростуризма, сейчас за рубежом остается порядка 39 тысяч наших соотечественников с билетами ВИМ-Авиа на руках.

По данным Ростуризма, сейчас за рубежом остается порядка 39 тысяч наших соотечественников с билетами ВИМ-Авиа на руках.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- По ВИМ-Авиа информации ноль, - рассказывает обозреватель КП Сергей Пономарев, находящийся сейчас в Магадане. У него обратный билет этой компании на будущее воскресенье, но какой борт доставит его и других таких же бедолаг в столицу, пока неясно.

- Известно только, что пассажиры того рейса, который должен был сюда прибыть из Москвы, уже 18 часов сидят в Домодедово, – добавил Сергей.

ЛЮДЕЙ НЕ БРОСЯТ?

- На следующей неделе, во вторник-среду, вопрос с пассажирами ВИМ-Авиа будет решен полностью, - заявил журналистам глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.

На регулярных рейсах, как уже сообщила Росавиация, компанию, попавшую в непростую ситуацию, временно заменят семь других, расписание сейчас утрясается. Тут в силу вступает еще 2009 года постановление правительства о компенсациях из федерального бюджета перевозчикам, которые в таких случаях соглашаются перевезти пассажиров с «чужими» билетами.

С чартерами сложнее. Предполагается, что вывозить большую часть туристов будет сама ВИМ-Авиа. Как утверждают в Росавиации, «за счет средств из внебюджетных источников», которые пойдут на оплату топлива и обслуживания в зарубежных аэропортах (ВИМ-Авиа всем задолжала, в том числе аэропорту Антальи, где в итоге ее самолеты отказались обслуживать).

По данным Росавиации, из Турции часть застрявших там туристов уже вывозится за счет туроператоров силами других авиакомпаний. В частности, 235 пассажиров ВИМ-Авиа во вторник привезла в Москву из Антальи «Азур Эйр».

КАК ТАКОЕ МОГЛО СЛУЧИТЬСЯ?

Специалисты сейчас сравнивают ситуацию с ВИМ-Авиа с той, что была с другой, еще более крупной российской авиакомпанией — «Трансаэро». Обе активно расширяли парк самолетов и сеть маршрутов, у обеих были приятные для пассажиров цены, ниже чем у конкурентов. В итоге — финансовый штопор.

- ВИМ-Авиа в расчете на обширную туристическую программу и полеты на новом для нас, китайском, направлении, набрала большое количество широкофюзеляжных самолетов, таких как Боинг-777 или Аэробус 330. Это достаточно недешевые машины, - рассказал на Радио «Комосомольская правда» руководитель аналитического центра «АвиаПорт» Олег Пантелеев. - Компания рассчитывала в высокий летний сезон заработать достаточно средств. Но, увы, планы не осуществились. В этом году цены на авиабилеты на большинстве внутрироссийских и популярных международных направлениях были ниже, чем год назад. А вот расходы на аэропортовое обслуживание и по ряду других статей увеличились. В итоге новые самолеты не поправили положение, а только ухудшили.

Во вторник и среду большинство клиентов «ВИМ-Авиа», фактически прекратившей полеты, так и оставались сидеть в аэропортах.

Во вторник и среду большинство клиентов «ВИМ-Авиа», фактически прекратившей полеты, так и оставались сидеть в аэропортах.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Остаются, впрочем, вопросы. В Росавиации утверждают, что ВИМ-Авиа проверяли и финансовая отчетность у нее была в полном ажуре. Между тем, как сейчас выясняется, долги у компании копятся уже, как минимум, четыре месяца.

ЧТО ТЕПЕРЬ ЖДЕТ ВИМ-АВИА?

- Если компания найдет стратегического инвестора, который будет готов вложить немалые средства, она сможет летать дальше, - говорит Пантелеев.

Тем временем во вторник глава Минтранса Максим Соколов заявил, что «господдержка ВИМ-Авиа бессмысленна, эта компания практически прекратила свою работу». Впрочем, в среду ситуация с ВИМ-Авиа вызвала резкую реакцию президента Путина, объявившего Соколову о неполном служебном соответствии.

Лучшее ли это решение - все больше и больше сокращать число авиакомпаний, при том, что конкуренция на многих маршрутах по России у нас и так, мягко скажем, невелика? Других путей оздоровить рынок нет?

- Если мы будем дальше наблюдать и констатировать, мы скоро останемся с одним авиаперевозчиком, у нас уйдут местные и иные авиакомпании, исчезнет конкуренция, будет диктат одной или двух компаний по цене, отсутствие конкуренции приведет к снижению качества, – так прокомментировала ситуацию с авиаперевозчиком спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Пока, впрочем, формально авиакомпания не потеряла права летать — сертификат эксплуатанта (летная лицензия) у нее не отозван. Росавиация проводит внеплановую проверку, результаты которой будут известны в течение недели. По ее итогам, скорее всего и решится, разрешат перевозчику летать дальше или сертификат все-таки отзовут.

АВИАБИЛЕТЫ ПОДОРОЖАЮТ?

Чартеры ВИМ-Авиа не случайно пользовались спросом у туроператоров. Авиакомпания демпинговала – устанавливала сверхнизкие цены на билеты. Что соответствовало желаниям российских туристов, у которых доходы-то особо не растут, а на море хочется.

То же и с регулярными рейсами. Скажем, если у «России» билеты из Москвы в Магадан в среднем стоят 30-40 тысяч рублей в обе стороны, то у ВИМ-Авиа – 20 тысяч с небольшим.

Что же будет, если авиакомпания все-таки уйдет с рынка?

- Для нас, пассажиров, любое сокращение предложения на рынке — это плохо, - считает Олег Пантелеев. - Особенно неприятно это будет для дальневосточников. Потому что ВИМ-Авиа была одной из немногих авиакомпаний, которая регулярно летала по дальневосточным направлениям. Сейчас эти направления могут сильно оголиться, и на них есть риск роста цен.

КУДА ДЕЛСЯ ХОЗЯИН?

Собственник авиакомпании Рашид Мурсекаев не выходит на связь. Об этом заявил глава Росавиации Александр Нерадько в Госдуме. По его словам, владелец ВИМ-Авиа должен был в среду утром присутствовать на совещании в федеральном агентстве, но туда не явился и перестал отвечать на звонки.

- Предполагаю, его уже нет на территории РФ, - добавил Нерадько.

По данным информагентств, Мурсекаев вместе с супругой во вторник покинул Россию и, предположительно, отбыл в Турцию.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Владимир Путин — министру транспорта о «Вим-Авиа»: Чего стоят ваши критерии к авиакомпаниям, если за ними ничего не видно

Президент России объявил «неполное служебное» министру транспорта Максиму Соколову, а вице-премьер Аркадий Дворкович получил предупреждение (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

У ВИМ-Авиа закончились деньги на полеты

Стало уже достоверно известно, что у авиакомпании ВИМ-Авиа дела обстоят совсем плохо. Перевозчик, который входит в десятку крупнейших в России, официально объявил, что у него закончились деньги.

- К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании ВИМ-Авиа сложилась тяжелая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах, - говорится в сообщении ВИМ-Авиа. (подробности)