Казалось, конечно, что Станислав Сергеевич будет жить еще долго. Ироническое выражение Ильфа и Петрова «мощный старик» к нему можно было применить абсолютно всерьез: крепкий, основательный, суровый, с трубкой. Завсегдатай «Кинотавра» - его многие помнят беседующим с кем-нибудь в лобби-баре гостиницы «Жемчужина» и в ресторанах близ пляжа: свои новые фильмы он любил представлять именно на этом фестивале, и их радостно брали на открытие. Человек из камня - и при этом живее всех живых. Когда позавчера, 13 июня, пришло известие, что он умер, а потом, через двадцать минут, было опровергнуто, один мой коллега хмыкнул: «Да еще бы: это он придет на наши похороны»…Не придет.Говорухин останется в глазах российского зрителя автором прежде всего двух фильмов: «Место встречи изменить нельзя» и «Десять негритят». Вполне проходную повесть братьев Вайнеров «Эра милосердия» он превратил в эквивалент маленькой красной книжечки Мао Цзэдуна, полной изречений, подходящих на все случаи жизни; после тридцатого просмотра в мозг намертво въедается не только «Вор должен сидеть в тюрьме», «Ты не сознание, ты совесть потерял» или «Вы ж меня наповал бьете этим вопросом» (вот точно подходит как ответ на любой вопрос), но даже какая-то чушь вроде «Я была на веранде, писала реферат». Пять серий - и все наизусть.А экранизация Агаты Кристи юному рафинированному зрителю сейчас может показаться топором рубленой - вот только это был смертельно эффективный подход к ее герметичному детективу: все прочие киноверсии романа (выполненные, как правило, под политкорректным названием «…И никого не стало») выглядят невыносимо блеклыми на фоне Друбич с пистолетом, восстающего из гроба Зельдина или прыгающего на Кайдановского из воды африканского туземца.Он был прекрасным актером, который как влитой смотрелся хоть у Киры Муратовой («Среди серых камней»), хоть у Георгия Данелия («Орел и решка»), хоть у Федора Бондарчука («9 рота»). И над этими небольшими ролями глыбой нависает грандиозный Крымов из «Ассы», поющий по-французски Salut Джо Дассена, обсуждающий с Аликой Пушкина («Знаешь, что мне больше всего нравится в \"Онегине\"? То, что написано самыми простыми словами…») и аккуратно вытаскивающий из уха еще не остывшего Бананана серьгу с фотографией их общей любимой девушки.Как режиссер он снял снял больше двадцати картин. Какие-то («Брызги шампанского», «Ветер надежды») ушли из памяти напрочь, хотя в комментариях к этой статье наверняка найдутся протестующие. А такие, как «Вертикаль», остались в первую очередь благодаря песням - с Высоцким Говорухин дружил и очень ему помогал. Другие - благодаря артистам: например, именно Говорухин открыл для кино Светлану Ходченкову, которую по-отечески любил и часто снимал. Но и кроме «Места встречи…» и «Негритят», останутся фильмы, которые телеканалы крутят с фантастическим упорством. Не крутили бы, если бы их не смотрели.«Что они ищут?» - «Совесть потеряли, вот и ищут». Эту фразу из «Ворошиловского стрелка», к которой мои коллеги и более или менее ровесники относятся с иронией, Станислав Сергеевич спокойно сделал бы своим девизом: согласно его фильмам и высказываниям, совесть в нашей стране потеряли слишком многие. Да, в общем-то, тут глупо было бы с ним спорить. И шутить по этому поводу он не намеревался.В перестройку режиссер и сценарист развлекательных фильмов (а кроме перечисленных, это «Контрабанда», «Тайны мадам Вонг и «Пираты ХХ века», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта») внезапно для многих стал публицистом: его «Так жить нельзя» наделал очень много шуму, а название еще одного фильма, «Россия, которую мы потеряли», и вовсе вошло в поговорку. В 1992-м он отправился в Вермонт к Солженицыну, который только планировал возвращение в Россию - и многосерийное интервью с писателем внимательно смотрела вся интеллигентная публика: Говорухин держался с лауреатом Нобелевской премии с уважением, но на равных.Чисто развлекательные фильмы про пиратов и убийц он с тех пор он не ставил. В его позднем творчестве, которое публике знакомо куда хуже, преобладали ностальгические мотивы. «Артистка» с Евгением Добровольской и Александром Абдуловым была откровенно старомодной комедией. «Weekend» - экранизацией старого французского романа «Лифт на эшафот» - и действительно пришла явно не из нашего времени. «…в стиле jazz» наполняли музыкальные композиции 20-х - 50-х годов. Ну уж а о последнем его фильме, «Конце прекрасной эпохи» и говорить нечего: горькую и язвительную антисоветскую повесть Сергея Довлатова «Компромисс» Говорухин превратил в кино о молодости. Которая у самого Говорухина завершалась одновременно с прекрасной эпохой оттепели - как и у его героя, журналиста Лентулова. Впрочем, герой, еще не разменявший тридцатник, этого не чувствововал, был весел и беспечен, отпускал шутки, легко влюблял в себя блондинок. За «Конец прекрасной эпохи» Говорухину дали и «Золотого орла», и «Нику» в категории «Лучший режиссер». Словно чувствовали, что больше шанса не будет.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЖена Станислава Говорухина Галина: Спасибо за слова соболезнованияГалина Борисовна Говорухина была рядом с мужем полвека. А теперь его не стало (подробности)\"Слава богу, что есть его фильмы, и мы будем их продолжать смотреть\": Коллеги Станислава Говорухина прощаются с режиссеромСоболезнования семье и близким скончавшегося накануне российского актера, режиссера и политического деятеля Станислава Говорухина приходят от его коллег по творческому цеху. По признаниям режиссера Егора Кончаловского, с уходом Говорухина ушла целая эпоха, которую уже никогда не вернуть (подробности)ПАМЯТЬУмер Станислав Говорухин. «Он боролся до конца с болезнью, но она его победила»На 83-м году жизни умер Станислав Говорухин - известный советский и российский актер и кинорежиссер. О его смерти рассказал спикер Государственной думы Вячеслав Володин.Режиссер скончался в четверг, 14 июня, в 10:37 в санатории \"Барвиха\". Причиной смерти стала тяжелая и продолжительная болезнь (подробности)«Мужество — это когда человек не даёт страху смерти руководить своей жизнью». Так говорил Станислав Говорухин14 июня 2018 года не стало знаменитого режиссера. Мы вспоминаем его цитаты из интервью разных лет (подробности)