Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
19 января 2022 14:12

Черный нал и фиктивные долговые расписки: Почему нападение на вдову Градского может быть инсценировкой

Известные столичные адвокаты рассказали kp.ru истории войн богатых наследников из своей практики
Вдова Александра Градского Марина Коташенко.

Вдова Александра Градского Марина Коташенко.

Фото: Иван МАКЕЕВ

Судя по всему, впереди громкий и жаркий раздел наследства покойного певца Александра Градского. Многие считают, что загадочное ограбление его вдовы - первая волна закулисной борьбы. Напомним, 16 января трое неизвестных под дулом пистолета заставили Марину Коташенко отдать 100 млн рублей, которые хранились в загородном доме. Откуда такие деньжищи наличными? Почему вдова заявила в полицию лишь спустя шесть с лишним часов после ограбления? Вопросов много.

Тем временем корреспондент kp.ru с помощью столичных адвокатов разбирался в самых распространенных схемах, которые используют звездные и просто богатые наследники, чтобы оттяпать от конкурентов-родственников кусок пожирнее.

РАЗГРАБЛЕНИЕ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ

- Наследникам дается полгода, чтобы каждый из них собрал необходимые документы для формирования наследственного дела - туда вносится список того, чем владел покойный, - объясняет адвокат Павел Левшун. - Это все передается нотариусу, тот делает запросы в соответствующие органы, чтобы подтвердить наследство по пунктам. О квартирах и земельных участках запрашивают в Росреестре, о машинах - в ГИБДД, о счетах - в банках. Все ответы подшиваются в наследственное дело, оно же свидетельство о праве на наследство.

По словам Левшуна, на эти 6 месяцев на недвижимость и автопарк накладывается арест - чтобы никто из наследников не распродал имущество до его раздела по закону.

- А вот с банковскими счетами все сложнее. Самая распространенная история, в том числе в очень богатых семьях - когда наследник, знавший пароли от банковских карт, снимает с них деньги. Обычно - под предлогом расходов на подготовку похорон.

Бывает, что «алиби» для подтверждения расходов в будущих судах с другой родней готовят заранее. Для этого изготавливают квитанции и чеки на различные услуги по завышенным ценам. Правда, если в суде будет доказано, что бумаги - фикция, разницу все-таки придется вернуть на счета. Плюс есть большой риск стать недобросовестным наследником. За противоправные действия против других наследников могут запросто вычеркнуть из претендентов на раздел пирога.

НАСЛЕДНИКИ ГРАДСКОГО

История с унесенными наличными из дома Градского в Подмосковье необычна тем, что в наше время мало кто хранит такие большие суммы в бумаге. Ну, если только это не какие-то неофициальные деньги, не черный нал.

Дом Марины Коташенко в элитном подмосковном поселке.

Дом Марины Коташенко в элитном подмосковном поселке.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Если об этих деньгах никто не знал, вдова могла их просто утаить, - размышляет Павел Левшун.

Однако, насколько известно, о существовании в доме певца солидных «кубышек» прекрасно знали не только наследники, но и близкие друзья. Была, мол, у Александра Борисовича, такая слабость - хранить свои активы в наличности. Якобы даже обговаривая гонорары за концерты, наставник «Голоса» всегда настаивал: только кэш!

По некоторым данным, стоимость всех активов Александра Градского - домов, квартир, земельных участков, машин и лежащих на банковских счетах денег - чуть ли не под 1 млрд рублей. А список наследников на данный момент состоит из пяти человек. Помимо вдовы и двух их с Градским детей (3 года и 7 лет) в него входят и старшие дети от предыдущего брака мэтра - 40-летний Даниил и 35-летняя Мария.

И схватка за наследство между родственниками, судя по всему, будет жаркой. А посему разговоров вокруг загадочного ограбления Марины Коташенко предостаточно. Есть, например, две основные конспирологические версии.

Схема происшествия с запутанным ограблением вдовы Александра Градского.

Схема происшествия с запутанным ограблением вдовы Александра Градского.

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

СКРЫТЬ НАЛИЧНЫЕ

Первая. Близкие к семье источники сообщают, что Градский хранил наличные в квартире на Мосфильмовской, где чаще всего жил. Якобы после смерти певца его вдова перевезла сумки с деньгами в загородный дом на территории закрытого коттеджного поселка под Наро-Фоминском. Многие считают (в том числе «болельщики» со стороны других родственников Градского), что Марина Коташенко могла спрятать эти деньги, чтобы не делиться со старшими детьми певца.

- Версия об инсценировке могла бы иметь место, если бы эти деньги, наличные, были официально задекларированы и фигурировали в наследственном деле. Если деньги были в квартире и даже если их кто-то видел из других наследников, но не были нигде описаны - в махинации с псевдопохищением нет никакого смысла. А родственники могут предполагать что угодно - были эти деньги или нет, - говорит адвокат Александр Карабанов.

- В теории, если кто-то пытается скрыть наличные, о существовании которых знают другие наследники, эти самые наследники могут обратиться в правоохранительные органы, - дополняет Павел Левшун. - Но чтобы доказать их существование, нужно подтвердить их происхождение. Если есть какие-либо налоговые документы и прочее.

Но ведь часто бывает, что расчеты наличными как раз нужны, чтобы скрывать налоги.

И вот тут как раз назревает вторая версия. О ней, в частности, говорит журналист Андрей Караулов, бывший покойному Градскому другом. Мол, на самом деле заказать ограбление Марины Коташенко могли другие наследники. Видимо, понимая, что доказать существование этой кучи наличных и включить ее в раздел наследства не удастся.

Полиция тем временем продолжает поиски трех загадочных грабителей.

СХЕМА С ДОЛГОМ

Адвокат Александр Карабанов рассказывает об еще одной схеме, которую нередко используют в войнах из-за богатого наследства.

- Речь идет о фиктивных долговых обязательствах, - говорит эксперт. - Например, обеспеченный человек серьезно болен, при смерти. И его жена, чтобы в будущем вывести из-под раздела часть наследства, создает «кредитную задолженность». В схеме участвует третий человек. Они оформляют договор займа. Якобы муж берет в долг у этого третьего лица крупную сумму денег. Пишется расписка. Жена, то есть будущая вдова, потом подтвердит, что да, был такой долг. И через эти документы потом выводится часть наследства. Если суд ее признает - а доказать ее фиктивность крайне сложно - из наследства будет вычтен этот долг. Третье лицо получает свою долю, а вдова - хороший куш.

По словах Карабанова, в спорах вокруг наследства нередко всплывают липовые завещания (в том числе и от вообще посторонних людей).

- Бывает, что судебные тяжбы между наследниками растягивают на долгие годы. Чем больше у людей ресурсов и чем выше ставка в игре, тем больше у них мотиваций влиять на ход процесса.

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Наследство, которого больше нет

Известный московский адвокат Сергей Жорин рассказывает о еще одной необычной схеме вокруг споров о наследстве - из текущей практики коллегии адвокатов «Жорин и партнеры».

- В крупном сельхозпредприятии умирает один из учредителей, владелец доли в преуспевающей компании, - говорит адвокат. - У него остались наследники. Однако, чтобы не выплачивать им положенную долю, действующий руководитель компании вносит изменения в документы организации. И по «новым документам» получается, что умерший наследодатель вообще никогда не был членом сельхозпредприятия! Однако нам удалось добиться возбуждения уголовного дела. Ведется следствие.

Или вот еще интересный случай был. Мошенник пытался похитить у законного наследника квартиру в центре Москвы.

- Наследодателем было написано завещание на Ивана Коноплянко (личные данные изменены). Однако за документами для вступления в наследство пришел другой человек - Иван Конаплянко. Разница в фамилии всего в одну букву, все остальные данные - возраст, отчество и прочее - идентичны. Нотариус не обратил внимание на этот нюанс в виде другой буквы и выдал свидетельство на квартиру. А через какое-то время за наследством обратился реальный Коноплянко. В дело пришлось вмешаться правоохранительным органам. Им удалось найти креативного мошенника. Квартиру вернули законному наследнику.