Boom metrics
Здоровье26 мая 2025 4:00

Алкоголь - пособник Альцгеймера: Подсчитано, при каких дозах спиртного резко растет риск деменции

Neurology: 8 порций алкоголя в неделю повышают риск повреждения мозга на 133%
Пристрастие к спиртному входит в число основных факторов риска, повышающих вероятность болезни Альцгеймера и других форм деменции

Пристрастие к спиртному входит в число основных факторов риска, повышающих вероятность болезни Альцгеймера и других форм деменции

Фото: GLOBAL LOOK PRESS.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ПЬЕШЬ, ТЕМ ХУЖЕ ПАМЯТЬ

О том, что алкоголь вреден, мы слышим изо дня в день. Но в нашей жизни немало рисков, поэтому люди часто руководствуются принципом «когда нельзя, но очень хочется, немного можно». При этом врачи подчеркивают, что абсолютно безопасных доз спиртного не существует. И в то же время известно, что степень вреда зависит от количества принятого на грудь. Но как именно – если в конкретных цифрах? Этот вопрос волнует многих, а ответить на него не так-то просто. Дело в том, что этанол по-разному влияет на разные органы и системы нашего организма. По одним бьет сильнее и выводит из строя быстрее. Другие «сдаются» чуть позже.

Поэтому ученые проводят разносторонние исследования. Скажем, отдельно подсчитывают вклад алкоголя в развитие рака. Недавние научные работы показали, что угроза появления тех или иных видов опухолей заметно растет при разных дозах спиртного («Комсомолка» подробно писала об этом – см. в разделе «Здоровье» на KP.RU). Еще одно очень востребованное направление исследований – влияние этанола на головной мозг.

Пристрастие к спиртному входит в число основных факторов риска, повышающих вероятность болезни Альцгеймера и других форм деменции. Пьющие люди быстрее теряют память, способность мыслить, понимать и выполнять привычные действия, говорят врачи-неврологи. Но опять же встает вопрос: что значит «пьющие» - наглядно, в граммах? Подскакивает ли угроза слабоумия из-за пары бокалов вина в дружеской компании раз в неделю? Или активная деградация мозга начинается, если прикладываться к рюмке каждый день? Ответы постаралась найти команда бразильских ученых из Медицинской школы Университета Сан-Паулу под руководством доктора Альберто Фернандо Оливейра Жусто. Результаты их исследования недавно опубликованы в международном научном журнале Neurology.

ИЗ-ЗА ЧЕГО СТРАДАЮТ НЕЙРОНЫ

Ученые проанализировали данные 1 781 человека, средний возраст которых на момент смерти составил 75 лет. Всем им было проведено вскрытие головного мозга. Исследователи изучили образцы мозговой ткани, отмечая признаки повреждений. Обращали внимание на два вида опасных нарушений. Первый - так называемые тау-клубки. Это токсичные скопления белка, которые образуются при болезни Альцгеймера и буквально душат нейроны, нервные клетки мозга.

Вторая проблема - гиалиновый артериолосклероз (ГА). Так называют состояние, при котором мелкие кровеносные сосуды (артериолы) сужаются, их стенки становятся толстыми и жесткими. Это затрудняет кровоток и со временем приводит к повреждению тканей мозга. Последствиями ГА считаются сбои памяти, мышления и повышение угрозы деменции.

Ученые опросили семьи умерших людей о том, как часто и сколько алкоголя употреблял их родственник, какой образ жизни вел в целом (курил ли, насколько был физически активен и т.д.). В зависимости от отношений со спиртным выделили 4 группы посмертных участников исследования:

- «не пьющие», то есть не употреблявшие алкоголь по словам их близких;

- «умеренно пьющие» - те, кто принимал на грудь 7 или меньше порций спиртного в неделю;

- «злоупотребляющие алкоголем» - те, кто выпивал 8 и больше доз еженедельно;

- «бывшие злоупотребляющие».

При этом в исследовании не оговариваются периоды времени, по которым определялась принадлежность участника к той или иной группе. То есть продолжительность употребления алкоголя или воздержания от него не известны.

Что касается одной порции или дозы спиртного, то ее считали равной 14 граммам этанола. Авторы научной работы поясняют, что в переводе на напитки это примерно 350 мл пива либо 150 мл сухого вина (один бокал), либо 45 мл крепкого алкоголя (одна рюмка водки, коньяка и т.д.).

ЧТО ВЫЯСНИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

Сразу уточним, что для объективности выводов специалисты учли разные факторы, влияющие на здоровье мозга: возраст на момент смерти участников, курение, уровень физической активности и др.

Основные итоги исследования такие:

- у злоупотребляющих алкоголем риск сосудистых поражений мозга на 133% выше, чем у никогда не пивших. Речь идет о том самом гиалиновом артериолосклерозе, из-за которого нарушается память и подскакивает угроза деменции;

- у «бывших злоупотребляющих» распространенность ГА на 89% выше, чем у не употребляющих алкоголь. То есть мозг тех, кто ударно «закладывал за воротник» в прошлом, увы, повреждается безвозвратно. Но все же угроза деменции ощутимо ниже по сравнению с гражданами, продолжающими выпивать 8 и больше порций спиртного в неделю (группы «злоупотребляющих»);

- умеренно пьющие имеют риск ГА на 60% выше, чем те, кто воздерживается от алкоголя.

Также исследователи обнаружили, что у злоупотребляющих и тех, кто активно увлекался алкоголем и бросил, чаще образуются опасные тау-клубки - спутники болезни Альцгеймера. У первых такой риск повышен на 41%, у вторых - на 31%. Об увеличенной угрозе Альцгеймера для умеренно пьющих в данном исследовании не сообщается.

«Мы выяснили, что злоупотребление алкоголем напрямую связано с признаками повреждения мозга», - резюмировал руководитель команды ученых доктор Жусто.

У злоупотребляющих алкоголем риск сосудистых поражений мозга на 133% выше, чем у никогда не пивших.

У злоупотребляющих алкоголем риск сосудистых поражений мозга на 133% выше, чем у никогда не пивших.

Фото: Shutterstock.

В ТЕМУ

А как насчет бокала для снятия стресса?

На одной из крупных международных конференций по болезням кровообращения, которая проходила в Москве, эксперты отметили: по сердцу и сосудам серьезно бьет стресс, а качественный алкоголь в разумных дозах помогает снять нервное напряжение. На симпозиуме привели Рекомендации Европейского общества кардиологов (ESC) по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Их последняя версия выпущена в 2021 году и действует по сей день.ESC, разумеется, не рекомендует употреблять спиртное. Однако признает, что неблагоприятное воздействие этанола на сердце и сосуды (а от их состояния в головном мозге напрямую зависит риск деменции) становится ярко выраженным при определенном количестве алкоголя. А именно: если человек употребляет 100 и более граммов в пересчете на чистый спирт в неделю.

Это чуть больше 7 порций. То есть данные кардиологов в целом сходны с выводами бразильских ученых (см. выше). Иными словами, угроза для сосудов, сердца и мозга радикально подскакивает, если «принимать на грудь» больше 7 бокалов вина (по 150 мл) в неделю. В то же время и меньшее количество алкоголя вредит организму - абсолютно безопасных доз не существует, не устают подчеркивать врачи.

КСТАТИ

«Порции алкоголя, которые упоминаются в исследованиях, это не баллы от продавцов и маркетплейсов. Их нельзя копить. Воздерживаться в будни, чтобы выпить сразу 7 доз в пятницу - очень плохая идея», - пояснил в одном из выступлений врач-токсиколог Алексей Водовозов.

Разовый перебор алкоголя грозит, в том числе, опасным нарушением ритмов сердца, которое может закончиться летальным исходом, предупреждают кардиологи.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Российские ученые обнаружили «ген трезвости»

Точнее, открыт особый вариант гена ADH1B, у носителей которого риск развития алкогольной зависимости снижен на 25-32%. Сам по себе упомянутый ген участвует в метаболизме этанола в организме человека (проще говоря, в переработке алкоголя). А вариация гена rs1229984 уменьшает вероятность алкоголизма у восточных славян, татар, евреев-ашкенази, сибирских народов и некоторых других этнических групп. Об этом сообщила пресс-служба медико-генетического центра Genotek.

Такие данные могут использоваться, в частности, для разработки алгоритма, который на основе генетического теста будет предсказывать индивидуальный риск алкогольных расстройств. К счастью, этот риск можно нейтрализовать с помощью образа жизни, выбора окружения и других подходов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Названы самые пьющие регионы России: правда ли, что где-то принимают на грудь по 18 литров спирта в месяц

Быстро ходишь - крепче память: ученые определили лучшие физнагрузки для защиты от болезни Альцгеймера