Обзор электронных платежных систем: какой агрегатор выбрать для сайта

Платежная система

Предприниматели, делающие первые шаги в области интернет-продаж, часто идут по пути наименьшего сопротивления, предлагая клиентам единственный вариант оплаты товара — наличными курьеру. Но на данном этапе развития онлайн-сервисов такой подход все менее актуален. Большинство из нас сталкивались с ситуацией, когда оплата банковской картой или электронными деньгами более предпочтительна или в принципе является единственным возможным вариантом. А если говорить о региональных клиентах, то приемлемых альтернатив онлайн-оплате не так уж и много.

Особенности работы современных платежных систем-агрегаторов

Появление на сайте возможности онлайн-оплаты товаров из дополнительной фишки постепенно превращается в насущную необходимость. Но, как показывает практика, обеспечить магазин необходимым функционалом для работы даже с минимальным набором платежных сервисов непросто. Заключая договоры с каждой компанией по отдельности, можно потерять уйму времени: рассмотрение заявки, подписание бумаг, интеграция с сайтом и прочие формальности отнимают силы, которые стоило бы направить в более продуктивное русло.

Спасением стал выход агрегаторов на рынок платежных систем. Эти компании выступают в роли посредников между интернет-магазином и сервисами по приему денежных средств. То есть для заказчика достаточно один раз заключить договор с агрегатором, получив доступ сразу к нескольким вариантам безналичной оплаты товара. Это могут быть банковские карты, электронные кошельки, сотовые операторы и другие. В последние годы наблюдается стабильный рост интереса клиентов к мобильным платежным системам, весомым показателем которого стало проникновение на российский рынок таких сервисов, как Apple Pay.

Это интересно
По данным РБК, первая половина 2016 года ознаменовалась уверенным ростом интернет-коммерции: количество покупок с помощью онлайн-платежа увеличилось на 39,5% . Правда, средний чек транзакции немного понизился в связи с тем, что жители России стали отдавать предпочтение быстрым ежедневным платежам вроде заказа такси или покупки билетов в кино.

Как и на любом рынке, среди систем-агрегаторов существует жесткая конкуренция. Различные условия, тарифы, комиссии, предлагаемые услуги — разобраться в многообразии бывает нелегко. Законодательство только подливает масла в огонь — подобные сервисы стремительно развиваются, а значит, требуются частые внесения поправок и изменений в нормы регулирования их деятельности.

Это важно
После вступления в силу редакции от 03.07.2016 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) введено требование об использовании кассовых аппаратов с онлайн передачей данных в налоговый орган.

Появляются все новые платежные агрегаторы, а затем также стремительно пропадают, не выдерживая конкуренции или не справляясь со своими задачами. Поэтому перед тем как отдать предпочтение той или иной компании, следует определить уровень ее надежности и рассмотреть факторы, которые сделают ее подходящей для вашего интернет-магазина.

Критерии выбора платежной системы для сайта

Не стоит сразу выбирать самый популярный агрегатор платежей — разрекламированный продукт не всегда подходит именно вам. Обратите внимание на следующие характеристики:

  • Сколько лет платежная система существует на рынке? Во избежание рисков стоит обратить внимание на те компании, которые имеют историю и стабильную положительную репутацию.
  • Насколько проста процедура регистрации? Несколько кликов мышкой или поездка в офис для заключения договора — это разные затраты времени и сил.
  • Какими возможностями обладает платежная система? А именно — что отличает ее от других (помимо тарифов)? Возможность выставить счет вручную (актуально для социальных сетей), информация о платеже по SMS, дополнительный сервис доставки, предоставление CMS для сайта, работа с редкими системами безналичного расчета, кастомизация (оформление) страницы оплаты — вот лишь некоторые из фишек, которыми могут похвастаться отдельные представители компаний-посредников. Кроме того, после вступления в силу поправок к Закону № 54-ФЗ имеет смысл найти агрегатор, который способен упростить работу как тем, кто уже приобрёл или арендовал ККТ, так и тем, кто находится в процессе реализации новых рабочих процессов.
  • Насколько тарифы агрегатора отвечают вашим возможностям? В этом вопросе нужно разобраться досконально. Скорее всего, помимо изучения информации об условиях сотрудничества, выложенных в общий доступ, придется пообщаться с представителем организации. Тариф может зависеть от многих факторов, но обычно — от оборота вашего интернет-магазина.
  • Возможна ли интеграция с CMS вашего сайта? Чаще всего модули платежных агрегаторов являются мультиплатформенными, то есть подходят для большинства популярных CMS. Но уточнить эту деталь необходимо.
  • Каково соотношение плюсов и минусов? Каким бы ни было привлекательным предложение, недостатки найдутся — главное, не пропустить то, что «перекроет» достоинства.
  • Какова статистика самых востребованных платежных систем для сайта? Информация о популярности компании не играет ключевой роли при выборе системы, но может стать определенным показателем ее репутации.

Наиболее популярные платежные агрегаторы России

В 2016 году компания «Тэглайн» провела исследование , основанное на данных анкетирования около 400 компаний, которые в том числе занимаются интегрированием платежных сервисов с сайтами своих клиентов. Давайте рассмотрим детальнее каждого из лидеров, представленных в списке агрегаторов.

Wallet One

Компания существует с 2007 года и работает как с юридическими, так и с физическими лицами. Процедура регистрации не отнимает много времени — предоставления документов не требуется, нужно заполнить анкету и дождаться сообщения об успешном прохождении модерации. После этого в течение некоторого времени потребуется заключить бумажный договор. Достаточно гибкая система тарификации зависит от оборота интернет-магазина — от 2,7% до 4% за перевод с банковской карты. Из дополнительных возможностей стоит отметить удобный личный кабинет с основными финансовыми показателями, возможность размещения рекламного баннера на странице кошелька покупателя. С помощью этой платежной системы нельзя настроить дизайн страницы оплаты, а массовые выплаты возможно подключить только после согласования с менеджером. Также пользователи отмечают медленную работу техподдержки.

PayAnyWay

Эта платежная система существует уже более 10 лет и имеет довольно удобную систему регистрации — достаточно заполнить анкету и дождаться ее проверки, предоставление копий документов не требуется. А договор в бумажной форме необходимо заключить в течение 30 дней после успешной регистрации. Здесь действует два тарифных плана — для интернет-магазинов и предприятий ЖКХ. Для первых комиссия по банковским картам составляет 2,7–2,9%, а для вторых — 1,8%. Платежная система предоставляет услуги отключения ненужных способов оплаты, автоматические платежи, упрощенный ввод данных для покупателя и ручное выставление счетов. Дополнительными плюсами будут внушительный список поддерживаемых CMS и возможность отправить заявку на изготовления модуля для вашей платформы, если ее не оказалось в этом списке. Из минусов можно отметить высокие требования компании к сайту заказчика: в случае несоответствия его определенным условиям можно получить отказ от сотрудничества.

PayU

Международная компания, часть крупного холдинга электронной коммерции, имеет лицензию НКО ЦБ РФ и гарантирует соблюдение законодательства нашей страны. Эта платежная система отличается наличием готовых решений для нескольких типов заказчиков, чья деятельность связана с ритейлом, организацией путешествий, цифровыми товарами, оплатой ЖКУ и реализацией кэшбэков. Оригинальная система «Процессинг карт» — если в одном из четырех банков-эквайреров произошел сбой, то платеж автоматически перенаправляется в следующий, вплоть до успешного завершения операции. Также неплохие бонусы — возможность блокировки денег на карте клиента магазина до подтверждения наличия товара на складе и программа защиты покупателей. В случае отсутствия товара денежные средства сразу и без проблем возвращают клиенту. Комиссия за оплату банковской картой в среднем составляет 2,8–4%.

«Деньги Online»

Компания открылась в 2006 году и за это время заработала около 2000 постоянных клиентов. Сразу стоит отметить специфическую черту работы с этой платежной системой — вывод денег на расчетный счет можно осуществить только 2 раза в неделю. К тому же регистрация здесь сложнее, чем у конкурентов — необходимо прислать отсканированные копии 9 документов. Узнать тариф заранее практически невозможно, конкретные цифры озвучивают лишь при заключении договора, но в среднем это около 5% от перевода с банковской карты. Платежная система предлагает вариант упрощенной интеграции с сайтом — кнопка «Оплатить» с последующим переходом на страницу агрегатора. Из минусов клиенты отмечают недостаточно высокий уровень компетенции специалистов группы поддержки.

RBK Money

Это один из «первооткрывателей» рынка, работает с 2002 года и обслуживает порядка 40 000 компаний. Сервис отличается широкой географией переводов, по всей России расположено около 260 000 офлайн-пунктов приема платежей. Регистрация и настройка агрегатора занимает около двух дней. Тариф по расчету банковскими картами составляет от 2,5% до 3,9%. Отличительными особенностями компании являются индивидуальный подход к каждому заказчику и четкая работа техподдержки — на сайте есть онлайн-чат для общения со специалистом. Платежная система поддерживает массовые и автоматические платежи, привязку карты, а модуль программы можно установить на несколько популярных CMS — WordPress, Drupal, Bitrix и другие. Среди недостатков RBK Money пользователи отмечают ограниченный набор платежных сервисов и периодические сбои в работе.

«Яндекс.Касса»

Относительно новая платежная система, работает с 2013 года. Возможности агрегатора насчитывают 20 вариантов оплаты, среди которых можно найти даже 2 микрофинансовых сервиса. Регистрация в режиме онлайн — нужно заполнить анкету и прислать скан паспорта владельца интернет-магазина, а также распечатать, подписать и отсканировать договор. Доступ к приему платежей открывается в среднем через 3 дня после регистрации. К преимуществам агрегатора можно отнести возможность установки универсального модуля по интеграции сайта с популярными сервисами «Яндекса», например «Я.Метрики» и «Я.Маркета». Также стоит отметить работу «Яндекс.Кассы» с мобильными приложениями, возможность массовых выплат и автоматических платежей. Удобное для клиентов преимущество — постоянные покупатели смогут привязать карту к магазину и оплачивать покупки одним кликом. Компания предлагает всего два тарифа, комиссия по которым составляет 2,8 или 3,5% от перевода по банковской карте. Модули агрегатора можно установить на основных CMS — 1C-Битрикс, OpenCart, WordPress и других. Стоит заметить, что «Яндекс.Касса» не работает с физическими лицами, им компания предлагает воспользоваться услугами сервиса «Яндекс.Деньги».

Robokassa

Компания существует с 2003 года и на данный момент имеет около 50 000 клиентов, среди которых есть как настоящие гиганты российского предпринимательства, так и представители среднего и малого бизнеса. Поддерживает около 40 способов приема платежей — банковские карты, электронные деньги, интернет-банкинг от ведущих банков РФ, мобильные операторы, оплата через терминалы и в салонах сотовой связи, также существуют мобильные приложения для iOS и Android. Для регистрации нужно разместить копии учредительных документов компании в соответствующем разделе личного кабинета и отправить на почтовый адрес «Робокассы» бумажный вариант договора, подписанного уполномоченным лицом. Причем последний пункт не влияет на скорость подключения агрегатора — в среднем от момента регистрации до начала приема платежей проходит всего один рабочий день.

К важным преимуществам этой платежной системы относятся:

  • высокий уровень отказоустойчивости и безопасности платежей (соответствие стандарту PCI DSS);
  • возможность подключения оплаты зарубежными банковскими картами;
  • работа как с юридическими (в том числе и зарубежными), так и с физическими лицами;
  • ручное выставление счетов, массовые выплаты, автоматические платежи и предавторизация карт (перед списанием средств с банковской карты клиента продавец подтверждает операцию);
  • изменение дизайна платежной страницы;
  • подключение нескольких площадок к одному личному кабинету;
  • SMS-рассылка для покупателя;
  • WS-интеграция (оплата на сайте заказчика без перенаправления на страницу агрегатора);
  • возможность использования фирменной CMS — Robostore;
  • возможность разместить товары на торговой площадке Robomarket (около 60 000 просмотров в день);
  • снятие обязательств с микробизнеса по подключению ККТ в рамках Закона № 54-ФЗ. Это становится возможным при взаимодействии с Robomarket.

Для юридических лиц комиссия за перевод (для примера возьмем банковские карты) составляет от 2,3% до 5%, в зависимости от вида деятельности и оборота заказчика. Физические лица смогут сами выбрать, кто будет оплачивать комиссию — продавец или покупатель. На переводы по банковским картам с выбранного участника сделки в «Робокассе» снимут от 7% суммы. Агрегатор работает с большинством систем управления сайтом, среди которых 1С-Битрикс, WordPress, OpenCart, InSales и другие. Недостатком можно считать высокие тарифы, но многие пользователи отмечают, что это компенсируется надежностью платежной системы и наличием дополнительных услуг.


Выбор агрегатора — важный шаг в создании или модернизации любого интернет-магазина. От того, насколько правильно будет подобрана платежная система, зависит не только конверсия, но и сохранность полученных денежных средств. Приходится признать, что физические лица имеют скромный набор доступных агрегаторов. Для юридических лиц ситуация намного проще: здесь есть из чего выбрать.