Организация расчетов с использованием банковских карт

Все больше российских предприятий используют расчеты с использованием банковских карт, однако еще не все пользователи верят в удобство и безопасность этого платежного инструмента. Сегодня мы расскажем о пластиковых картах, особенностях организации подобной системы оплаты на предприятии, схеме осуществления платежей и банковской услуге эквайринга.

Начиная с 2012 года доля операций с помощью пластиковых карт на российском рынке стала превышать долю операций с наличными, причем год от года соотношение все больше склоняется в сторону первых. Только за первый квартал 2016 года, согласно статистике национальной платежной системы, произведено около 2,7 миллиарда операций по оплате товаров и услуг с помощью платежных карт. При этом за тот же первый квартал банки эмитировали более 240 тысяч карт (расчетных и кредитных). Соответственно постоянно растет и количество организаций, установивших у себя оборудование для безналичного расчета по банковским картам, тем более что с 2015 года предприятия начали штрафовать за отказ принимать безналичный расчет.

Применение банковских карт

Все началось в 1949 году, когда в одном из ресторанов Нью-Йорка встретились наследник одного из крупнейших универмагов города Альфред Блумингдейл, Фрэнк Макнамара, глава финансовой компании Hamilton Credit Corporation, предоставляющей финансовые услуги, и юрист Ральф Шнайдер. Результатом их дружеской беседы стало появление Diners Club — первой массовой платежной карты в мире. В скором времени

35 000 членов этого «карточного» клуба получили возможность расплачиваться по карте в 285 коммерческих точках. Первоначально такая карта использовалась только для расчетов за обеды в ресторанах (причем, оплата производилась в кредит), но очень быстро она стала универсальной, и ею стали оплачивать товары и получать с нее наличные. Прошли десятилетия, годы банковских баталий за доминирование на рынке, в результате которых определились две ведущие международные платежные системы — Visa и MasterCard.

Современный мир уже невозможно себе представить без банковской карты. По мнению специалистов, объем операций по банковским картам будет только расти, ведь платежная карта создает серьезные преимущества, как для покупателя, так и для предпринимателя.

Для потребителя карта — это удобство, безопасность и сэкономленное время. Теперь разберемся, какие выгоды приносит карточная платежная система бизнесмену, владельцу магазина, ресторана или любого другого торгово-сервисного предприятия?

В первую очередь — это дополнительная прибыль. После установки терминала безналичной оплаты, согласно статистическим исследованиям, прибыль может вырасти на 15–20%. Почему так происходит? Дело в том, что человек с большим трудом расстается с наличными деньгами. И если покупатель запланировал потратить, например, в магазине определенную сумму, то его будет непросто убедить превысить этот лимит. Совсем иначе работает психология в случае с платежной картой. Электронных денег не видно, и решиться на дополнительные траты гораздо легче.

Установив на своем предприятии систему безналичной оплаты, владелец достигает следующих стратегических целей:

  • повышает привлекательность своей организации для потенциальных клиентов;
  • как следствие расширяет клиентскую базу;
  • увеличивает товарооборот;
  • сокращает издержки на бухгалтерию;
  • сокращает расходы и время, затрачиваемое на обслуживание клиента, то есть повышает уровень сервиса;
  • сокращает затраты на инкассации;
  • уменьшает риск оплаты фальшивыми банкнотами и повышает безопасность сохранности выручки.

Итак, предположим, некий предприниматель, проанализировав все преимущества безналичной системы оплаты, решил организовать у себя расчеты с применением банковских карт. Какие шаги ему необходимо предпринять?

Как организовать расчеты с применением банковских карт на предприятии

Система пластиковых карт базируется на двух действующих лицах: владелец карты и коммерческое предприятие, предоставляющее ему возможность расплатиться по карте. Для развития этой системы необходимо, чтобы банки эмитировали как можно больше пластиковых карт, а на предприятиях создавались условия для безналичных платежей.

Это важно
Законодательно правила расчета по банковской карте на территории Российской Федерации регулирует Положение от 24 декабря 2004 года №266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием».

Роль посредника между компанией и конечным потребителем играет организация, производящая расчеты, так называемый процессинговый центр. Здесь осуществляется связь между банком, выпустившим карту покупателя и банком, в котором предприятие имеет свой расчетный счет.

Услуга банка, включающая в себя осуществление расчетов, совершаемым с помощью банковских карт, а также осуществление операций по выдаче наличных денег держателям банковских карт называется эквайрингом, а банк, предоставляющий ее — эквайрером.

Схема осуществления покупки по карте выглядит следующим образом. Держатель карты, оплачивающий покупку или услугу по карте, получает ее от магазина, ресторана или автозаправочной станции как бы в кредит, ведь деньги за покупку еще не поступили на счет предприятия. Информация об операциях по картам передается в банк компании и на ее расчетный счет поступает сумма стоимости товаров, отпущенных по платежным карточкам. А банк предприятия получает эту сумму от банка-эмитента карточки, который списывает ее со счета клиента.

Таким образом, схема полного цикла системы безналичных платежей имеет следующие этапы:

  1. Покупатель подает в банк заявление об открытии карточного счета и изготовлении пластиковой карточки, а также передает поручения о депонировании денежных средств;
  2. Выдача пластиковой карточки клиенту;
  3. Для оплаты покупки или услуги потребитель передает свою карту продавцу;
  4. Считав магнитный код с карты посредством терминала, сотрудник предприятия осуществляет авторизацию, то есть проверяет подлинность карты и ее платежеспособность. Проверка может осуществляться как в режиме онлайн, при котором необходимо связаться с банком, по интернету или телефону для подтверждения информации и получения разрешения на проведения платежа. Так проверяют карты, которые являются магнитно-штриховыми. Но сегодня все большую популярность приобретают чиповые пластиковые карты, также называемые смарт-картами. Они позволяют провести авторизацию в режиме офлайн, так как встроенный в карту чип (микропроцессор), на котором записана информация о счете, сам дает разрешение на проведение операции.
  5. Получив разрешение на оплату, представитель предприятия изготавливает слип, то есть специальный чек;
  6. Товар или услуга условно считаются оплаченными и предоставляются клиенту;
  7. В банк-эквайрер предоставляются слипы;
  8. Передача информации о платежах посредством предъявления слипов в банк-эмитент;
  9. Списание средств со счета покупателя и перечисление их на счет в банк продавца;
  10. Зачисление средств на счет предприятия за вычетом комиссии банка-эквайрера.

Чтобы организовать на предприятии систему безналичной оплаты, в первую очередь необходимо заключить договор с банком-эквайрером или процессинговым центром, которые будут осуществлять координацию всех платежей, а также предоставят в аренду необходимое оборудование и проведут обучение персонала.