Саморегулируемые организации как закономерный этап эволюции контрольно-надзорной системы РФ

В настоящее время за недобросовестную работу многих фирм несет ответственность не государство, а так называемые саморегулируемые организации (СРО). Именно им с недавних пор законодательно делегирована часть контрольно-надзорных функций. В ряде случаев только члены СРО имеют право вести ту или иную деятельность. Это способствует более строгому контролю за работой предпринимателей и повышению качества товаров и оказываемых услуг.

Что такое СРО: законодательный аспект

Саморегулируемые организации объединяют компании одной отрасли с целью контроля и регулирования их профессиональной деятельности. СРО разрабатывают стандарты качества проведения работ, оказания услуг и производства продукции, а также оценивают соответствие членов или заявителей организации данным и иным законодательно установленным требованиям. Сегодня СРО выступает посредником между компаниями-членами и государством либо участниками рынка, занимаясь урегулированием возникающих конфликтов.

Стоит сказать, что переломным этапом в регулировании деятельности строительных компаний стал 2009 год. Именно в этот период на законодательном уровне было закреплено создание СРО в данной области и отменена забюрократизированная и коррумпированная к тому моменту система государственного лицензирования. Тогда же обязательным стало вступление в СРО для большинства организаций, выполняющих строительные работы, инженерные изыскания, а также подготовку проектной документации. Члены СРО получали официальное разрешение (допуск, свидетельство) на осуществление перечисленных видов работ. Однако данная модель не решила многих проблем и стала источником ряда новых. Многочисленные злоупотребления как со стороны СРО, так и со стороны посредников явно указывали на необходимость реновации механизма.

Новой вехой в развитии системы саморегулирования стал 2016 году. Именно тогда был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому документу допуски СРО в области строительства и инженерно-архитектурных изысканий теперь не имеют силы, а вступление в СРО — для большинства компаний стало делом добровольным. Обязательным оно является лишь для:

  • участников закупок, заключающих договор на строительный подряд (при сумме контракта более 3 млн рублей);
  • застройщиков, которые сами проводят строительные работы;
  • технических заказчиков.

Обратим внимание на основные преимущества, которые имеет вступление в СРО.

  • Во-первых, с июля 2017 года СРО имеют право представлять интересы своих членов в суде.
  • Во-вторых, участие в СРО позволяет обмениваться опытом и повышать уровень квалификации в компании любого члена СРО.
  • В-третьих, компаниям легче отслеживать аукционы и тендеры, оценивать уровень конкуренции.
  • В-четвертых, даже частные заказчики чаще всего выбирают компании, которые являются членами СРО.

На данный момент на территории Российской Федерации зарегистрировано 477 саморегулируемых объединений в сфере изысканий, проектирования и строительства. Еще несколько лет назад число СРО было значительно выше (около 1200). Уменьшение более чем вдвое во многом обусловлено принятием Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ»:

  • Во-первых принятие документа снизило спрос на услуги СРО.
  • Во-вторых ужесточила требования к формирования компенсационных фондов.
  • В-третьих, Ростехнадзор получил право лишать саморегулируемые организации статуса в досудебном порядке.

На сегодняшний день деятельность строительных СРО регулируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (в т.ч. с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), Федеральным законом от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и рядом других нормативных документов.

На заметку!
Было отменено право компаний вступать в любую саморегулируемую организацию по выбору. Теперь вступить в СРО юридическое лицо может только по месту регистрации.

Задачи и функции саморегулируемых организаций

Функции, права и обязанности саморегулируемых организаций закреплены в статье 6 Закона № 315-ФЗ. Основными функциями СРО являются:

  • разработка условий членства и определение дисциплинарного воздействия;
  • анализ деятельности компаний-участников на основании их отчетов;
  • организация обучения и аттестации работников компаний-членов объединения;
  • обеспечение информационной открытости деятельности своих членов, публикация информации об этой деятельности;
  • рассмотрение жалоб на действия членов саморегулируемой организации;
  • ведение реестра членов союза в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

На основании статьи 9 того же Закона СРО имеет право осуществлять контроль деятельности членов союза путем проведения плановых и внеплановых проверок на соответствие деятельности компаний-участников требованиям и стандартам СРО. Проверки могут быть: камеральными (дистанционными, документарными) и выездными; плановыми (проводятся не реже 1 раза в 3 года и не чаще 1 раза в год) и внеплановыми (осуществляются в случае, если в адрес члена объединения поступила жалоба). При выявлении в ходе проверок несоответствий стандартам и правилам СРО компанию-участника ждет мера дисциплинарного наказания.

Финансирование

Источниками денежных средств саморегулируемых организаций в первую очередь являются взносы их членов (вступительные, членские и целевые), а также — добровольные пожертвования, доходы от оказания информационных и образовательных услуг членам СРО, от продажи информационных материалов, связанных с предпринимательской деятельностью компаний-участников. Также финансы могут быть получены от размещения денежных средств на банковских депозитах и путем прочих, не запрещенных законом, манипуляций. В качестве примера рассмотрим, какие взносы должны оплатить члены строительной СРО при вступлении:

  • Вступительный взнос. Определяется саморегулируемой организацией, в среднем составляет 5000 рублей, но иногда может достигать и больших размеров.
  • Членский взнос. Выплачивается членами объединений ежемесячно, составляет от 3 000 до 15 000 рублей.
  • Отчисления в компенсационный фонд. Являются самой большой статьей расходов компании, вступающей в союз. Финансы хранятся на банковском счету СРО и используются в случае убытков, вызванных нарушениями условий контракта членами саморегулируемой организации. Размер взносов зависит от размера контракта или финансовых обязательств и колеблется от 300 000 до 30 000 000 рублей.

Уровень ответственности

Стоимость контракта  или совокупный размер обязательств

Взнос в фонд возмещения вреда

Взнос фонд обеспечения договорных обязательств

1

менее 60 млн руб.

100 тыс. руб.

200 тыс. руб.

2

60 – 500 млн руб.

500 тыс. руб.

2,5 млн руб.

3

500 млн–3 млрд руб.

1,5 млн руб.

4,5 млн руб.

4

3–10 млрд руб.

2 млн руб.

7 млн руб.

5

более 10 млрд руб.

5 млн руб.

25 млн руб.


Также в статьи расходов могут быть включены затраты на удовлетворение индивидуальных требований конкретных СРО. Например, страхование ответственности, сертификация на соответствие стандартам ИСО 9001, 14000 и др.

На заметку
Надзор за деятельностью всех СРО в области строительства, реконструкции и капитального ремонта осуществляют органы Ростехнадзора и отраслевых ассоциаций, например, «НОСТРОЙ». Это общероссийское объединение, призванное совершенствовать систему регулирования в строительстве. Данные обо всех объединениях содержатся в соответствующих государственных реестрах. Только после внесения информации в них компания приобретает статус саморегулируемой организации.

Членство в саморегулируемой организации

В соответствии со статьей 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для того чтобы вступить в СРО, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны предоставить в объединение следующие документы:

  • заявление о приеме. В нем в том числе следует указать виды работ, проводимых заявителем;
  • копии регистрационных документов предпринимателя или юрлица;
  • копии учредительных документов (для юрлица);
  • приказы о назначении гендиректора и главного бухгалтера;
  • ОГРН и ИНН;
  • выписка из ЕГРЮЛ и из информационного уведомления Госкомстата;
  • подтверждение квалификации (диплом о высшем образование соответствующего профиля и опыта (не менее 5 лет) у ИП или руководителя компании;
  • трудовые договоры с не менее чем двумя специалистами по направлениям деятельности, данные о которых внесены в соответствующий реестр.

Стоит отметить, что нельзя вступить в СРО, уже будучи членом другой саморегулируемой организации.

Каждая СРО может дополнить список другими документами, к примеру, страховым полисом или сертификатом ISO. На сбор пакета документов у заявителя в среднем уходит около месяца. В соответствии с законом СРО должна в течение 30-ти дней принять решение о включении фирмы в свои ряды. Основанием для отказа может быть непредставление заявителем документов в полном объеме или же наличие у компании свидетельства другой СРО того же вида. Многие компании, желающие вступить в СРО, прибегают к помощи партнеров саморегулируемых организаций — консалтинговых фирм, которые помогают значительно ускорить процесс сбора и подготовки всех необходимых документов — вплоть до одного дня.

Вступление в СРО — только начало пути предпринимателя. Важно иметь четкое представление об условиях работы в рамках выбранного объединения, о мерах, которые применяются в адрес нарушителя, о размерах взносов и сроках уплаты и т.д.


Вступление в СРО позволит предпринимателю получить информационную и юридическую поддержку. Регулярные проверки способствуют сохранению качества работ на высоком уровне. Для повышения квалификации сотрудников членов СРО организуют различные курсы и программы.