Корпоративный мессенджер Slack: обзор «убийцы Skype и внутрикорпоративной электронной почты»

Для общения, в том числе и внутрикорпоративного, было создано немало различных сервисов, но ни одному из них пока не удалось добиться такого распространения, как Slack. Что это, как он работает и почему именно Slack изменил правила игры, став основным рабочим мессенджером во всем мире?

Корпоративный мессенджер — самый простой и дешевый способ наладить коммуникации между сотрудниками. Он особенно необходим большим организациям и компаниям, значительная часть работников которых трудится удаленно или «в полях». Социальные сети не лучший вариант: в них люди делятся личной информацией, и немногим нравится смешивать частную и профессиональную жизнь. К тому же функционал мессенджеров в соцсетях ограничен, контролировать общение сотрудников в них крайне трудно, а значит, трудно следить и за информационной безопасностью.

Пара слов об истории создания Slack

Slack был создан практически случайно, как побочный продукт разработки онлайн-игры. Стюарт Баттерфилд, один из создателей фотосервиса Flickr, запустил Slack в 2013 году, чтобы команда разработчиков игры Glitch могла обмениваться сообщениями. По иронии судьбы игра так и не была выпущена, зато Slack обрел такую популярность в IT-среде, что к 2014 году было принято решение выпустить коммерческую версию. К концу того же года инвесторы оценивали сервис в более чем миллиард долларов, а количество пользователей достигло отметки 268 тысяч человек. Сегодня эта цифра составляет 1,5 миллиона, а Slack является основным корпоративным мессенджером.

Интересный факт

В настоящее время компания Slack оценивается в пять миллиардов долларов — огромная цифра. Кроме того, сервис признан самым динамично развивающимся бизнес-приложением в мире.

До появления Slack большинство компаний использовало внутрикорпоративную почту, мессенджеры в социальных сетях и Skype. Однако эти решения не вполне отвечали потребностям сотрудников. Необходимость в более гибком инструменте назрела давно, и Баттерфилд предложил именно такой сервис.

Функционал Slack

Первая версия Slack мало походила на то, чем мы пользуемся сегодня. Она была рассчитана на небольшие компании, преимущественно из IT-сектора. Однако Баттерфилд, выпустив этот мессенджер, призвал пользователей оставлять отзывы и сообщать о проблемах и неудобствах использования сервиса. На основании этой обратной связи создатель сервиса менял функционал Slack, чтобы адаптировать его под нужды разных организаций, от маленьких стартапов с командой в десять человек до огромных транснациональных корпораций. То, что мы используем сегодня, можно назвать плодом сотрудничества разработчиков и пользователей. Вот некоторые ключевые особенности Slack, отличающие сервис от других мессенджеров:

  • для каждого отдела (или определенной темы) можно создать отдельный канал и пригласить в него сколько угодно людей;
  • Slack можно синхронизировать с немалым количеством других сервисов, необходимых для работы, в частности с Google Drive, Google Docs, Twitter, Trello, Google Hangouts, DropBox и другими;
  • функции аудио- и видеозвонков и конференций;
  • возможность проводить опросы и голосования;
  • мобильные версии для iOS и Android;
  • возможность приватных чатов для двух сотрудников и целой группы;
  • функция создания задач, управления ими и отслеживания готовности;
  • рабочие календари с возможностью внесения событий: пользователи могут просматривать календари других каналов и делиться событиями;
  • широкие возможности для настройки личного статуса: пользователь может дать знать коллегам, когда находится в отпуске или работает удаленно, заблокировать и разблокировать уведомления на определенный срок;
  • добавление и сохранение ссылок и файлов;
  • возможность упоминать отдельных пользователей в групповых чатах — с этой функцией шансы, что человек пропустит важное сообщение, адресованное ему, значительно снижаются;
  • возможность демонстрировать другим пользователям рабочий экран в режиме реального времени во время видеозвонков и конференций;
  • функция поиска среди сообщений;
  • статистика по использованию приложения.

Плюсы и минусы мессенджера

Slack — действительно очень удобный мессенджер, с простым и интуитивно понятным интерфейсом и широким функционалом. К преимуществам можно отнести и простоту установки: достаточно скачать приложение или открыть в любом браузере страницу Slack, зарегистрироваться и начать работу.

Slack можно использовать даже бесплатно, причем как угодно долго. Конечно, функционал бесплатной версии ограничен, но не принципиально — например, пользователи, установившие бесплатную версию, не могут организовывать видеоконференции (хотя возможность видеозвонков один на один остается), функция поиска по сообщениям ограничена последними 10 000 сообщений, а хранилище файлов — объемом в 5 Gb. Тем не менее даже бесплатная версия — удобный инструмент для общения внутри компании, особенно для небольших организаций.

Платные версии представлены в вариантах Standart и Plus. Standart обойдется в 6,67$ за каждого активного пользователя в месяц, а Plus — в 12,5$. Платные версии предоставляют гораздо больший объем для хранения файлов, возможность организации видеоконференций (до 15 участников), поиска и многое другое.

Пожалуй, стоимость полной версии Slack можно считать одним из немногих минусов этого сервиса. Другой существенный недостаток — отсутствие русификации. Большинство пользователей называет это основным препятствием для использования мессенджера. Стоит отметить и тот факт, что Slack требует много оперативной памяти.


Если закрыть глаза на эти минусы, Slack — гибкий и полезный инструмент для внутрикорпоративных коммуникаций, который подходит любому типу бизнеса вне зависимости от масштабов и отрасли. Однако при всех достоинствах этот сервис является всего лишь мессенджером, и его возможностей не вполне хватает для создания единой информационной среды. Slack не может заменить внутрикорпоративную социальную сеть, хотя в нем и присутствуют некоторые ее элементы.

Корпоративный мессенджер или корпоративная социальная сеть: чему стоит отдать предпочтение?

Корпоративный мессенджер удобен для мгновенного обмена сообщениями, но не решает многих других задач, которые встают перед бизнесом. В частности, мессенджер не подходит для создания базы знаний, обучения новых сотрудников и их интеграции в коллектив. Поэтому многие компании отдают предпочтение корпоративным социальным сетям. Разработка собственной уникальной корпоративной соцсети — весьма дорогое удовольствие (хотя крупные корпорации иногда выбирают именно этот путь). Однако большинство использует готовые решения — например, корпоративную социальную сеть LOQUI BUSINESS от компании BeneQuire, которая сочетает в себе все преимущества социальных сетей, корпоративных порталов и мессенджеров. Эта сеть дает сотрудникам возможность обмениваться сообщениями, следить за новостями компании, получать доступ к нужным файлам в любой момент и из любой точки мира, следить за календарями событий. LOQUI BUSINESS — полезный инструмент для адаптации новых сотрудников: сервис позволяет формировать базу знаний и создавать виртуальную структуру компании. Новичкам будет просто разобраться, как решаются те или иные вопросы, кто отвечает за их решение, новые сотрудники смогут быстро найти нужного человека — это значительно экономит время работников. При этом LOQUI — это именно социальная сеть, которая помогает объединять людей в сообщество и налаживать коммуникации на всех уровнях.


P. S. BeneQuire — крупная российская компания, которая занимается разработкой рекламных технологий и средств внутрикорпоративной коммуникации. Работает на рынке более пяти лет.