IBM Connections: обзор корпоративной социальной сети

В числе приоритетных задач любого бизнеса должны стоять вопросы сохранения интеллектуального капитала компании, создания благоприятных условий для раскрытия потенциала сотрудников, снятия социально-психологических барьеров в коллективе, мешающих обмену знаниями и эффективному взаимодействию, формированию и развитию корпоративной культуры. Одним из инструментов для решения этих задач становятся корпоративные социальные сети (КСС).

Социальная сеть для бизнеса от IBM

Корпоративная социальная сеть IBM Connections, по словам разработчиков, — это полностью интегрированный набор удобных социальных инструментов, предназначенных для сотрудничества в режиме реального времени, управления контентом в сети и аналитики. С ее помощью сотрудник может связаться с любым пользователем, зарегистрированным в сети, независимо от его местонахождения и занимаемой должности, включая клиентов и деловых партнеров.

КСС от IBM создана по образу и подобию уже привычных всем социальных сетей, так что пользователь должен интуитивно понимать, каким образом ею пользоваться. И кстати, IBM Connections представляет собой действительно социальную сеть, а не интернет-портал, поскольку пользователи сами формируют в ней контент без вмешательства администратора и активно общаются между собой.

IBM Connections вполне способна создать особую среду, благоприятствующую совместной работе сотрудников компании, а также помочь внедрению новых идей, сгенерированных сотрудниками. Даже в том случае если у компании имеется несколько филиалов в разных городах или разных странах, с помощью сети они легко могут общаться по рабочим вопросам в режиме реального времени, не дожидаясь ответа на письмо по e-mail.

C помощью КСС можно решить целый ряд насущных для компании задач:

  1. Объединить отдельных работников в единый коллектив для эффективного и быстрого решения бизнес-задач.
  2. Перенести бизнес-информацию и важные знания из локальных ресурсов в общую среду, доступ к которой будет у каждого пользователя сети — «Файлы» и «Вики-сайт». Накопленные сотрудниками знания не будут утрачиваться с их увольнением, как это часто бывает, а останутся в базе организации. При этом новому сотруднику будет гораздо легче получить централизованно хранящиеся знания, проекты, документы.
  3. Аккумулировать и реализовать все ценные идеи, родившиеся у работников компании и опубликованные ими в блогах и на форумах.
  4. Оценить вклад каждого работника в деятельность организации, выявить наиболее ценных и перспективных и обеспечить им обратную связь.
  5. Повысить лояльность сотрудников, поскольку наличие социальной сети в организации обычно воспринимается как знак того, что компания ценит свой персонал и заботится о нем.

На заметку

На сегодня IBM Connections успешно внедрена в таких крупных компаниях, как LuftHansa, Electrolux, TELE2, TD Bank, McDonalds, Royal Bank of Scotland.

Возможности и функционал IBM Connections

В пакет IBM Connections входит целый набор независимых, но при этом интегрированных с помощью поиска и тегирования, приложений.

Профили (Profiles) — основа для прочих приложений сети. Профиль пользователя содержит его фотографию, контактную информацию, уровень квалификации как специалиста и теги. Персональную информацию в профиле можно обновлять, добавлять новые поля и уровни в зависимости от категории сотрудника. Функцию профилей можно использовать для поиска людей в своей компании.

В этом же приложении имеется платформа микроблогов. При обновлении состояния профиля можно размещать небольшие сообщения, а также комментировать сообщения других пользователей сети. С помощью этих микроблогов очень удобно отслеживать текущее состояние дел в компании и задавать вопросы по любым темам.

Сообщества (Communites). C помощью этого приложения создается сообщество для людей или групп с одинаковыми интересами либо связанных совместным проектом. Любое из сообществ может работать с каким угодно другим приложением сети: иметь свой вики-сайт, галерею мультимедиа или блог. Сообщество можно сделать открытым для подключения других сотрудников или закрытым — только «для своих».

Блоги (Blogs) — полномасштабная платформа для ведения блогов. Дает возможность совместной работы в рамках отдельной группы или всей компании. Сообщения в блогах можно создавать как с помощью самой КСС, так и с помощью сторонних средств, при этом их можно комментировать, рекомендовать и тегировать. Специальный Ideation Blog к тому же имеет функцию голосования, что позволяет выявлять самые популярные идеи и проекты и реализовывать их.

Файлы (Files) — средство для совместного использования различных файлов. С помощью этого приложения можно существенно уменьшить количество информации, хранящейся у пользователей в электронной почте или других файловых системах без доступа к ним других сотрудников. Файлы можно тегировать, проводить по ним поиск, комментировать и контролировать версии. Кроме того, можно отследить, кто именно загрузил тот или иной файл. Обмениваться файлами очень просто: это делается прямо в рамках сети, без пересылки их по почте.

Вики-сайт (Wikis) дает возможность совместного создания интерактивных документов, которые легко обновлять и в которых легче искать нужную информацию, чем в документах из электронной почты или в других файлах. Любой пользователь или сообщество могут самостоятельно создавать свой контент и при необходимости обновлять его. При этом история изменения страниц сохраняется, так что можно сравнивать версии и выбирать лучшую. Есть возможность тегирования, рейтингования и комментирования.

Действия (Activities). С помощью этого модуля можно создавать небольшие групповые проекты. Члены группы имеют возможность совместного использования заданий, документов, электронной почты и т.д., имеющих отношение к проекту.

Закладки (Bookmarks) — средство для создания закладок для совместного использования ссылок всеми сотрудниками компании.

Форумы (Forums) — с его помощью создаются обсуждения идей как внутри сообществ, так и вне приложений сети.

Домашняя страница (Home page) — на ней отображены потоки активности всех других приложений сети. Эти потоки можно фильтровать: в зависимости от фильтров на странице будут отображаться действия всей организации или сети сотрудников.

Однако IBM Connections не просто набор приложений для общего использования информации — сеть создавалась как платформа для совместной работы. Именно поэтому КСС можно интегрировать со многими уже известными пользователям программными средствами, такими как Lotus Notes, IBM WebSphere Portal, Windows и Microsoft Office. Работа с привычными инструментами облегчает освоение социальной сети и повышает отдачу от нее.

Кроме того, IBM Connections в форме виджетов предоставляет пользователю средства социальной аналитики: «Рекомендации», «Знаете ли вы», «Общие интересы» и «Через кого мы связаны». Используя взаимосвязи между пользователем сети и ее контентом, эти виджеты помогают находить людей или предлагать связи с людьми и контентом, которые могут быть интересны пользователю. Рекомендации формируются на основе случайного выбора, поэтому при входе в систему пользователь видит их различные варианты.

Преимущества и недостатки

Одним из существенных преимуществ IBM Connections является то, что она может функционировать не только на десктопных, но и на мобильных устройствах. Это очень важный плюс, особенно для тех компаний, сотрудники которых часто вынуждены ездить в командировки, но должны постоянно оставаться на связи. Получить доступ к информации можно прямо со смартфона или планшета, при этом нажимая на минимальное количество кнопок. В число поддерживаемых мобильных платформ входят iOS, Android и BlackBerry. Мобильные приложения сети доступны прямо из магазина приложений поставщиков устройств.

Еще один плюс сети — наличие и коробочной, и облачной версий с дата-центрами в Европе, США и Азии. Отличие функций у обеих версий очень незначительное, но при этом в тестовой облачной версии возможно появление некоторых неисправностей, таких как часть интерфейса на английском языке, невозможность редактирования собственного профиля или повторного создания тестового домена на один и тот же адрес электронной почты. В коробочной версии таких недочетов нет.

Также среди преимуществ можно отметить удобную организацию блогов, форумов и вики-страницы, а также интеграцию сети с MS Office.

Однако пользователи отмечают, что по сравнению с другими платформами сеть отличается общей неупорядоченностью и неэргономичностью — необходимо потратить время, чтобы понять, как выполнить некоторые элементарные вещи: пригласить друга, написать в браузере название сети.


По мнению специалистов, социальная бизнес-сеть позволяет сотрудникам объединиться в сообщество, главная ценность которого — это возможность задать вопрос и получить на него экспертный ответ. В компании формируется нечто вроде коллективного разума, которым при необходимости может воспользоваться любой: даже у новичков появляется возможность работать, исходя их компетенции профессионала.

Что можно рассмотреть в качестве альтернативы и почему?

А действительно, существует ли на данный момент российская альтернатива социальным бизнес-сетям от западных производителей или российский пользователь должен подстраиваться под иностранное ПО? На этот вопрос нам ответил Дмитрий Бенц, разработчик отечественной КСС LOQUI BUSINESS:

«Разрабатывая свою корпоративную социальную сеть, мы во главу угла изначально ставили ее удобство для российского пользователя. LOQUI BUSINESS задумывалась таким образом, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя в ней комфортно, как в привычной соцсети. При этом мы сознательно не стали перегружать LOQUI функционалом — пусть в ней меньше рабочих функций, зато каждая из них является действительно полезной. Мы исходили из того, что проще интегрировать нашу сеть с другими программными продуктами — Битриксом, Mail.Ru, 1C, Office365, — чем пытаться «объять необъятное».

Наряду с общими для всех КСС функциями, такими как календарь с напоминаниями о событиях, профиль пользователя, доступ к телефонной базе компании или чат, у нашей сети есть и свои «изюминки». Например, это функция «Вокруг меня» для быстрого переключения между разделами. Она по умолчанию дает доступ к информационной ленте, товарам и услугам, коллегам поблизости, списку событий и мест на карте. Кстати, опция «Товары» — очень популярное среди сотрудников решение — дает возможность публиковать частные объявления, например, о продаже или сдаче квартиры в аренду. Как показывает практика, это мощный инструмент для привлечения сотрудников к пользованию бизнес-сетью. Наша особая гордость — это функция геолокации. С помощью опции «Коллеги рядом» пользователь легко установит контакт с коллегой, находящимся поблизости, что особенно удобно в командировке. Кроме того, можно размещать в сети информацию о нужных объектах с геопривязкой.

На сегодня LOQUI BUSINESS существует в трех версиях: облачной, коробочной и White Label — с высочайшей кастомизацией и полной подконтрольностью компании-заказчику. При этом коробочное решение мы также можем доработать под конкретного заказчика, а с учетом специфики отечественного бизнеса это большой плюс.

Если говорить о безопасности, то в LOQUI BUSINESS мы используем надежную систему защиты информации, включая защиту сервера базы данных и защиту клиентских устройств».


P. S. Корпоративная социальная сеть LOQUI BUSINESS — совместная разработка немецких и российских программистов. Эксклюзивным представителем социальной сети в России является компания BeneQuire.