Сопровождение налоговых проверок: зачем нужны услуги представителя

Очередную проверку от ФНС в любой компании ждут с настороженностью, и это неудивительно. Даже при условии, что руководство юридического лица исправно вносит отчисления в бюджет и в целом старается соблюдать налоговое законодательство, от невольных нарушений не застрахован никто. Результаты проверки могут оказаться весьма печальными — от доначисления больших сумм налогов и штрафов до блокировки счета. В этой связи актуальна такая услуга, как сопровождение налоговых проверок. Поговорим о том, кому она может пригодиться и какие преимущества дает.

Что такое налоговые проверки и можно ли их избежать

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками и обязаны соблюдать законодательство в этой сфере, прежде всего — регулярно исчислять и перечислять в бюджет налоги и сборы. За тем, насколько правильно и своевременно организация решает эту задачу, следит ФНС. Проверка — это инструмент контроля, с помощью которого государство может удостовериться в том, что предприятие работает в рамках налогового законодательства.

Таким образом, избежать проверки нельзя. Она обязательна для всех, невзирая на сферу деятельности и форму собственности предприятия. Какой-либо особый повод для ее проведения не требуется.

Общая суть налоговой проверки заключается в следующем. Финансовый отдел компании производит расчеты и в установленный срок представляет в контролирующие органы необходимую отчетность, декларации. Сотрудники ФНС в ходе специальных мероприятий оценивают реальное экономическое положение компании и сопоставляют полученные сведения с данными официальной отчетности. Выявленные несовпадения свидетельствуют об ошибках или намеренном нарушении законодательства.

Налоговые проверки бывают разными. Самая распространенная классификация учитывает критерий места проведения. С этой точки зрения различают проверки камеральные (в налоговом органе) и выездные (на территории контролируемой организации).

Камеральную проверку проводят сотрудники местной налоговой инспекции. В ходе процедуры проверяется налоговая декларация (расчет), которую представил налогоплательщик за отчетный период. Также контролеры могут запросить дополнительные документы у налогоплательщика, срок ответа на такое требование — пять рабочих дней[1]. В процессе камеральной проверки налоговики обращают внимание на следующие моменты:

  • вовремя ли организация подала в ИФНС декларацию и другие документы;
  • вся ли необходимая отчетность есть в наличии;
  • правильно ли рассчитана налогооблагаемая база, не занижены ли некоторые цифры;
  • верно ли выполнены расчеты по налогам;
  • нет ли ошибок в оформлении документации;
  • имеются ли основания для получения налоговых льгот.

Камеральная проверка решает такие задачи, как:

  • контроль соблюдения норм налогового законодательства организацией-налогоплательщиком;
  • выявление нарушений, допущенных при расчете или уплате налогов;
  • взыскание задолженности перед бюджетом путем налоговых доначислений, наложения штрафов и пеней;
  • предотвращение правонарушений в налоговой сфере.

Инспекторы ФНС проводят камеральную проверку в течение трех месяцев с момента подачи отчетности налогоплательщиком. Если в ходе анализа документов налоговики найдут нарушения (несоответствия), организация в пятидневный срок должна исправить ошибки или дать пояснения[2]. Если же налогоплательщик не сделает этого своевременно или его аргументы окажутся неубедительными, сотрудники ИФНС в течение десяти дней составят акт проверки с предложениями по устранению нарушений[3].

Выездная проверка преследует практически те же цели, что и камеральная: с ее помощью осуществляется контроль за соблюдением законодательства, пресекаются налоговые правонарушения, взыскиваются недоимки. Но при ее проведении используются другие методы. В целом выездная проверка носит более глубокий и масштабный характер, чем камеральная. Ее могут проводить не только сотрудники налоговой инспекции, но и представители контролирующих органов высшей инстанции. Они наделены более широкими полномочиями. Если при камеральной проверке налоговики изучают документацию только за отчетный период, то при выездной — за последние три года.

Налогоплательщик узнает о проведении выездной налоговой проверки, когда налоговый орган отправит ему решение о проведении выездной налоговой проверки, уведомление об ознакомлении с документами и требование о представлении документов. Налогоплательщик будет считаться уведомленным о том, что началась проверка, в течении шести дней с момента отправления налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки.

В ходе выездной проверки сотрудники налоговой службы вправе:

  • запрашивать оригиналы всех документов компании, включая первичную документацию, бухгалтерскую и налоговую отчетность, любые договоры, акты, счета, приказы;
  • обследовать рабочие места, оборудование, торговые, производственные и складские помещения;
  • проводить инвентаризацию;
  • требовать документы у контрагентов компании на предмет выявления расхождений;
  • опрашивать свидетелей;
  • привлекать к сотрудничеству независимых экспертов;
  • изымать документы (в том числе принудительно);
  • проводить экспертизу.

Состав выездной налоговой проверки отличается в зависимости от ситуации. Например, она может проводиться только по одному или по нескольким налогам. Проверка также бывает сплошной и выборочной (когда изучают только часть документов).

В общем случае выездная проверка продолжается до двух месяцев. Некоторые обстоятельства позволяют ее продлить. Например, срок проверки увеличивается до четырех–шести месяцев, если налогоплательщик не в полном объеме представляет документацию или в ходе контрольных мероприятий выявляются нарушения, которые необходимо подтвердить.

По итогам выездной проверки налогоплательщику выдается справка. Затем в течение двух месяцев составляется акт налоговой проверки.

Возможные результаты налоговой проверки

Если в процессе контрольных мероприятий никаких нарушений выявлено не было, проверка благополучно завершается. Но мы разберем обратную ситуацию. Что будет, если налоговики обнаружат несоответствия в документах и реальных показателях деятельности компании? Какие санкции грозят бизнесу и как их избежать?

Привлекая налогоплательщика к ответственности, ФНС преследует главную цель — вернуть в бюджет неуплаченные средства. Эта задача решается разными способами — в зависимости от конкретного случая.

Доначисление налогов. Если представители ФНС решат, что реальная величина налога больше, чем указанная в декларации, плательщику придется возместить недоимку. Юристы замечают, что в последнее время в практике наблюдается значительный рост сумм доначислений, хотя количество проверок сокращается[4].

Начисление пеней. Если организация не заплатила налог вовремя, ФНС потребует компенсировать каждый день просрочки. Пени рассчитываются в процентах, исходя из суммы недоимки и ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Начисление штрафов. Это более жесткий метод воздействия, чем вышеназванные. К нему налоговики прибегают в случаях, когда имеет место налоговое правонарушение. Размеры штрафных санкций прописаны в Налоговом кодексе. Они зависят от характера правонарушения. Например, если организация не подаст в установленный срок налоговую декларацию, штраф будет начислен из расчета 5% от суммы неуплаченного налога в месяц[5].

Это важно

А что будет, если отказаться от уплаты начисленных недоимок, пеней и штрафов? В этом случае ФНС вправе взыскать недополученные средства принудительно, обратившись с иском в суд. При положительном решении в дело вступят судебные приставы. Они вполне могут изъять имущество у организации-должника, чтобы удовлетворить требования налоговой.

Блокировка счетов. В соответствии с положениями статьи 76 НК РФ в ряде случаев налоговый орган вправе приостановить финансовые операции налогоплательщика. «Заморозка» счетов вероятна, например, если организация не подаст декларацию в течение десяти дней от даты истечения положенного срока. Приостановление банковских операций парализует деятельность компании: становится невозможно совершать сделки, вести любые расчеты с контрагентами, в итоге теряется прибыль и наносится ущерб репутации.

Как видим, последствия налоговых проверок могут быть весьма неприятными. Добросовестные предприниматели, безусловно, стараются соблюдать закон, но это не гарантирует абсолютной защиты от санкций ФНС. В налоговом законодательстве постоянно происходят изменения, за которыми трудно уследить, а методы работы налоговиков становятся все более изощренными. Поэтому неудивительно, что для большинства компаний остро стоит вопрос, как пройти выездную налоговую проверку без потерь. В отношении камеральных ревизий беспокойство тоже актуально, хотя и в меньшей степени. Сегодня существует эффективный и законный способ защиты при налоговой проверке — юридическое сопровождение.

Услуги представителя для сопровождения проверок: что входит в пакет

Если организации предстоит налоговая проверка, сопровождение профессиональными юристами поможет защитить интересы предпринимателя. За счет чего и каким образом это достигается?

Ошибки при расчетах и при оформлении документов часто возникают из-за невнимательности и недостаточной осведомленности бухгалтеров относительно всех тонкостей налогового законодательства. К тому же представители фискальных органов, пользуясь широтой своих полномочий и неопытностью предпринимателей в данных вопросах, нередко допускают нарушения при проверках. В результате ущемляются законные права бизнеса, компания несет неоправданные потери. Все это наводит на простой вывод: чтобы минимизировать риск доначислений и прочих санкций, нужна грамотная юридическая поддержка, которую в состоянии обеспечить представитель при налоговой проверке.

Даже если в компании есть штатный юрист, он вряд ли справится с этой задачей по причине недостатка опыта взаимодействия с налоговиками. Потому имеет смысл обратиться в фирму, которая оказывает помощь при налоговых проверках. Рассмотрим, что входит в пакет услуг таких компаний.

Подготовка к выездным и камеральным проверкам. Специалист выполнит экспресс-аудит, чтобы определить, соответствуют ли реальные экономические показатели цифрам, отраженным в документации. Если все ошибки и расхождения будут своевременно устранены, у налоговиков останется минимум поводов для претензий. Кроме того, сопровождающий проконсультирует сотрудников компании по вопросам общения с ФНС, даст рекомендации по выбору стратегии поведения, при необходимости побеседует со свидетелями.

Сопровождение выездных проверок. Представитель будет непосредственно присутствовать при контрольных мероприятиях и защищать интересы предпринимателя от незаконных посягательств со стороны фискальных органов. Типичные примеры превышения налоговиками своих полномочий — уменьшение сроков представления документов, злоупотребления при допросе свидетелей. Эти и другие нарушения своевременно пресекаются при сопровождении выездных налоговых проверок.

Составление возражений на акт проверки. Если орган ФНС все же решит привлечь плательщика к ответственности, сопровождающий поможет оспорить это решение. Первый этап защиты — подготовка возражений в письменной форме.

Составление и подача жалобы в УФНС. Это следующий шаг, к которому прибегают, если налоговая оставляет возражения плательщика без внимания.

Защита интересов предпринимателя в суде. Если обжалование в УФНС не приносит результата, налоговый спор решается в судебном порядке. Юрист будет выступать на стороне налогоплательщика в арбитражном суде, что значительно увеличивает шансы на успех.


Налоговое законодательство — сложная и непрерывно меняющаяся область правового регулирования, и предпринимателям непросто в ней ориентироваться. Чтобы защитить интересы бизнеса, стоит воспользоваться юридическим сопровождением налоговых проверок. Поддержка опытных юристов помогает свести риск доначислений к минимуму.