Получение визы в Чехию: необходимые документы, сроки оформления и цена

Чехия — одно из интереснейших государств Европы, центр мирового туризма. Эта страна привлекает как любителей побродить по средневековым улочкам чешских городов, так и ценителей современных развлечений. В Чехию едут учиться, проводить бизнес-встречи, лечить тело и дух в здравницах и заниматься активными видами спорта. В последние годы Чешская Республика стала одной из любимых стран у русских туристов и бизнесменов.

Чтобы въехать в данную страну, входящую в Шенгенское пространство, необходимо получить визу. Что для этого требуется и как быстро можно ее оформить, разберемся в статье.

Какая виза нужна в Чехию?

Для россиян актуальны визы в Чехию двух основных категорий — категория С, она же шенгенская, и D — национальная. Выбор типа зависит от того, на какой срок и с какой целью вы планируете посетить страну.

Национальная виза нужна тем, кто едет в Чехию работать, учиться, создавать семью или заниматься предпринимательской деятельностью.

Шенгенская виза подойдет для более типичных случаев: для посещения Чехии с целью туризма, по делам или с визитом к родственникам и знакомым. Срок нахождения в стране по такому документу составляет не более 90 дней в полугодие.

Зачастую выделяют разные виды виз в Чехию в зависимости от цели поездки: гостевая, рабочая, деловая, туристическая. Однако это деление весьма условно, так как получаемые по различным основаниям визы не отличаются друг от друга ничем, кроме набора документов, подтверждающих цель посещения страны. Например, для рабочей или гостевой визы нужно приглашение от принимающей стороны, для лечебной — направление в клинику, находящуюся именно в Чехии, для туристической — документ, подтверждающий бронь гостиницы.

Необходимые для оформления визы документы

Итак, если страной вашего основного пребывания во время выезда за границу будет Чехия, то и заявление подавать нужно в консульство именно этой страны. Помочь в оформлении визы могут представители турфирмы (при покупке путевки) или одно из специализированных агентств-посредников.

Какие же документы для оформления визы в Чехию нужны? Рассмотрим содержимое предоставляемого в визовый отдел пакета бумаг:

  • Загранпаспорт, срок окончания действия которого должен превышать срок окончания действия запрашиваемой визы минимум на 90 дней (также необходимо, чтобы в загранпаспорте было как минимум две чистые страницы), и его ксерокопия. Если у вас есть дети до 18 лет, то, помимо записи в загранпаспорте, следует предоставить их фотографии.
  • Ваши уже не действующие загранпаспорта, если таковые имеются, — в них будут проверяться страницы с ранее выданными визами.
  • Одна цветная фотография без уголков формата 3,5 × 4,5 см, соответствующая требованиям Международной организации гражданской авиации.
  • Правильно заполненная по образцу анкета, скачать который можно на сайте Посольства Чехии или визового центра, специализированных фирм, туристических агентств. Заполнение официальных бумаг — дело хлопотное и требующее особой внимательности, поэтому стоит сосредоточиться на внесении данных в анкету при самостоятельной подаче. Если же виза оформляется через турфирму или визовый центр, то вам помогут заполнить заявление. Однако хорошо присмотритесь к фирмам-посредникам — есть шанс, что цена на визу в Чехию при обращении к ним возрастет в несколько раз.
  • Медицинская страховка, которая будет действовать по всей зоне Шенгена, на сумму покрытия не меньше 30 000 евро (более 2 млн рублей). Допускается денежный эквивалент в любой валюте.
  • Копии страниц с фотографией и регистрацией из российского паспорта. Обе копии должны быть четкими.
  • Документ, доказывающий цель поездки:
    • для выезжающих с целью туризма это подтверждение брони гостиницы или приглашение от принимающего лица, подтверждение о проживании или документы, предоставленные турагентством;
    • для тех, кто указывает в цели визита лечение, — официальное подтверждение необходимости проведения оздоровительных мероприятий именно в Чешской Республике с приложенными рекомендациями лечащего врача и предварительным прогнозом трат на лечение. Также необходимо указать срок продолжительности лечения.
  • Документ финансового обеспечения проживания в Республике или других странах Шенгенского пространства. Получить его вы должны не более чем за три месяца до подачи документов. Финобеспечение для выезжающих составляет примерно от 3000 до 100 000 рублей в зависимости от срока пребывания в стране. Сумма может быть указана в чешских кронах, евро или в другой конвертируемой валюте.
    Документами, удостоверяющими финобеспечение, могут являться:
    • выписка с банковского счета по форме банка, остаток на котором должен быть не ниже указанной суммы;
    • справка с места работы о заработной плате либо справка формы 2-НДФЛ;
    • справка формы 3-НДФЛ, заверенная налоговыми органами;
    • дорожные чеки с указанием имени владельца.

Следует отметить, что официально допускается предъявление одного из требуемых документов, однако чем больше доказательств вашей платежеспособности вы приложите к заявлению, тем выше будет шанс на одобрение получения визы. Если же ваша поездка оплачена кем-то другим, то нужно предоставить вместе с вышеперечисленными документами спонсорское письмо и копию паспорта оплачивающего расходы лица.

  • Подтверждение бронирования билетов в оба конца на поезд, автобус или самолет; водительское удостоверение и технические права на машину, если они имеются (если предполагается путешествие на автомобиле).
  • И, наконец, оплата визового сбора, размер которого зависит от срочности оформления: 35 евро (порядка 2500 рублей) для стандартного и 70 евро (около 5000 рублей) для срочного.

Данный пакет является базовым, он подойдет для оформления однократной шенгенской визы в Чехию. К требованиям к документам на получение двукратной и многократной (мультивизы) добавляется еще пара пунктов:

  • для оформления двукратной визы сумма медицинского полиса должна покрывать оба въезда;
  • для мультивизы потребуется проставить еще одну подпись: на четвертой странице анкеты — в разделе о медицинском страховании.

При оформлении визы в Чехию необходимо пройти дактилоскопию — сдать отпечатки пальцев. Процедуру проводят в консульствах или визовых центрах, оборудованных специальными электронными устройствами. Одновременно с этим делается цифровая фотография, которая вместе с отпечатками пальцев представляет собой биометрические данные владельца. Поэтому для подачи заявления необходимо личное присутствие (исключением являются дети до 12 лет). Плата за взятие биометрической информации входит в визовый сбор. Оформлять чешскую визу можно и по доверенности, если заявитель после 14 сентября 2015 года включительно уже получал «шенген», то есть сдавал отпечатки пальцев и может предоставить копию той визы, в которой есть пометка о сдаче биометрии[1].

Сроки получения визы

Оформление визы в Чехию в среднем занимает пять рабочих дней, но в некоторых случаях консульство может увеличить срок до месяца, особенно в теплое время года, когда нагрузка на сотрудников очень высока. Существует и режим «экспресс», предполагающий выдачу визы в течение трех дней, но гарантию уложиться в указанный срок официальные органы не дают.

С помощью компаний-посредников можно получить документы значительно быстрее — некоторые фирмы обозначают сроки и в один день. Если возникла необходимость в экстренном оформлении визы или вы не уверены в том, что консульство не «затянет» процесс, обращение к посреднику — хороший вариант при грамотном выборе компании.

Сколько стоит виза в Чехию для россиян?

Стоимость визы в Чехию будет зависеть от того, в какой организации она будет оформляться.

Консульство — самый бюджетный вариант: заплатить будет нужно 35 евро (примерно 2500 рублей) при обычных сроках рассмотрения документов и 70 евро (порядка 5000 рублей) — при экспресс-рассмотрении. Посольство Чехии расположено в Москве (улица Ю. Фучика, дом 12/14), генконсульство Чехии можно посетить в Санкт-Петербурге (улица Тверская, дом 5) и в Екатеринбурге (улица Гоголя, дом 15).

Для подачи заявления на получение шенгенской визы (в том числе для сдачи биометрических данных) можно воспользоваться услугами сервисных визовых центров в Ростове-на-Дону, Новосибирске, Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Красноярске, Иркутске, Воронеже, Новороссийске, Смоленске, Владивостоке, Хабаровске, Краснодаре, Омске и Уфе.

Визовый центр — вариант своего рода промежуточный: деньги взимаются как за консульский и сервисный сбор, так и за дополнительные услуги — изготовление фото, сканирование бумаг, заполнение анкеты, доставку. Турфирмы оказывают услуги оформления документов с более высоким уровнем сервиса — основная часть бумаг заполняется специалистами, получение визы в Чехию также происходит с минимальным участием заявителей. Минусы: цена будет существенно выше, чем в консульстве, некоторые компании работают только с группами или только с теми, кто приобрел тур.

Какой бы вариант вы ни выбрали, можно сказать одно — стоимость визы будет прямо пропорциональна количеству сэкономленных сил, времени и нервов и обратно пропорциональна вероятности отказа, числу неудобств и очередей.

Где можно приобрести медицинскую страховку для получения визы в Чехию?

Отдельно стоит сказать об оформлении медицинской страховки для выезжающих в Чехию. Как уже говорилось выше, при подаче документов в консульство медицинская страховка обязательна. О том, какие варианты страхования может выбрать путешественник, мы попросили рассказать начальника отдела андеррайтинга и методологии АО «АльфаСтрахование» Антона Александровича Колегова:

«Наличие страхового полиса при посещении Чехии (как и любой из стран Шенгенской зоны) — это не просто обязательное требование визовой службы. Страховка позволяет заручиться консультационной поддержкой специалистов и обрести финансовую защищенность от значительных трат при наступлении страхового случая, ведь европейские цены на лечение могут многократно превысить планируемые расходы на поездку. Оформить медицинское страхование желательно в компании со значительным опытом работы в данной сфере, поскольку именно такие страховщики наиболее надежны и предлагают самые гибкие условия.

Например, в АО «АльфаСтрахование» существует несколько пакетов услуг. В зависимости от длительности поездки можно выбрать подходящую программу страхования. При краткосрочных поездках наиболее популярными являются программы «Эконом» и «Классик», интервал страховых сумм в которых составляет от 30 000 евро (более 2 млн рублей) до 100 000 евро (приблизительно 7 млн рублей). Для путешествующий на машине оптимальной станет программа «Авто» — 50 000 евро (порядка 3,5 млн рублей). Максимальный объем страхового покрытия — в программе «Премиум», куда дополнительно входят риски «страхование невыезда», «страхование гражданской ответственности» и «страхование багажа». Стоимость такого пакета — 100 000 евро (порядка 7 млн рублей). Соискателям мультивизы лучше оформить многократный полис «Мульти (MULTI)» или «Бизнес (VIP)» с определенным количеством застрахованных дней и дополнительным набором опций.

Стоит отметить, что АО «АльфаСтрахование» работает на рынке страховых услуг более 25 лет и имеет исключительно высокий уровень финансовой надежности — «ruAA+» — в национальной рейтинговой шкале страховых компаний. Для наших клиентов это означает гарантию исполнения компанией «АльфаСтрахование» своих обязательств независимо от изменений в экономической конъюнктуре.

Для оформления страхового полиса нет необходимости посещать наш офис. Вся информация изложена на сайте компании, сервисное обслуживание доступно 24 часа семь дней в неделю: каждый желающий может оформить, оплатить и получить страховой полис, не покидая собственный дом».

* Эквивалент в рублях приведен согласно курсу евро, актуальному на сентябрь 2019 года.