Юго-Восточный административный округ (ЮВАО) в Москве

В ЮВАО промышленных зон больше, чем в любом другом округе.
Фото: commons.wikimedia.org

Юго-Восточный административный округ замыкает пятерку самых густонаселенных частей Москвы. В народе он прежде всего ассоциируется со своими промзонами. Действительно, по числу промпредприятий он дает фору прочим округам Москвы. Чтобы получить самое быстрое представление о ЮВАО, нужно взглянуть на его флаг. Якорь и молот в нижней части символизируют промышленность. Судоходный атрибут отсылает к Южному порту — крупнейшему речному доку столицы. Три зеленых дерева олицетворяют парки, легендарную усадьбу Кузьминки и не менее известный рынок «Садовод».

История округа

Известно, что древний человек уже в I тысячелетии до нашей эры обитал в этих краях. На территории Юго-Восточного административного округа было найдено несколько городищ железного века. Все они располагались неподалеку от притоков Москвы-реки или рядом с современными Кузьминскими и Люблинскими прудами. Понятно, что в древности ландшафт выглядел иначе.

У Кузьминских прудов было найдено несколько городищ железного века.
Фото: commons.wikimedia.org

Во время застройки районов Капотня и Выхино-Жулебино были обнаружены и поселения русичей. А в средневековье, когда возникло Московское княжество, ЮВАО славился своими медовыми лесами. Здесь селились династии бортников. Если мыслить современными категориями районов и округов, то самым первым названием Юго-Восточного округа было Васильцов стан. Так его называли ориентировочно в XV веке. Рядом же стоял Капотенский стан — на территории современной Капотни.

С лесами, в которых и собирали мед для княжеского стола, очень скоро пришлось проститься. К XVI веку здесь стал массово селиться крестьянский люд, которому, естественно, нужно было возделывать землю. Поэтому здешние рощи пали, а на их месте постепенно появлялись поля.

Если посмотреть на карты тех лет, то можно обнаружить названия современных районов ЮВАО. Только тогда это были села: Марьино, деревни Жулебино и Выхино. Далее из истории мы помним про засилье польских интервентов в Белокаменной. Так вот в те годы местные земли подвергались тяжелым набегам захватчиков. Пострадали они и во время Отечественной войны 1812 года.

Современные районы ЮВАО раньше были селом Марьино и деревнями Жулебино и Выхино.
Фото: commons.wikimedia.org

Но как же вышло, что сельские окраины, коими когда-то являлся Юго-Восточный округ Москвы, превратились в главную промзону столицы? Ответ в истории конца XIX века. Император Александр II отменяет крепостное право. Событие совпадает с началом индустриализации в Российской империи. Появляются новые рабочие места на предприятиях, которые как раз начинают возводить в здешних краях. Строят железную дорогу, завод по обработке металла. Возникает то, что мы бы сейчас назвали пищевой промышленностью: например, в Марьино в колоссальных масштабах занимались засолкой овощей. 

Во времена СССР районы Юго-Восточного округа с одной стороны упрочили славу индустриальных. Предприятий стало еще больше. А с другой — развивалось дачное строительство. Часть Рязанского, Выхино-Жулебино, Люблино и Кузьминок полюбились москвичам как место загородного отдыха.

Новый вектор развития ЮВАО получил со строительством Московской кольцевой автодороги. Вместе с магистралью развернулись массовые стройки жилья. Свой современный вид и границы округ обрел в 1991 году, когда случилась административная реформа Москвы.

 Юго-Восточный административный округ на карте Москвы

Описание и фото округа

Самые грязные московские предприятия и одни из самых интересных столичных парков — так вкратце можно описать Юго-Восточный административный округ. Его территорию пронзают три основных магистрали — Волгоградский и Рязанский проспекты и шоссе Энтузиастов. На территории четыре ветки метро: Некрасовская (розовая), Таганско-Краснопресненская (фиолетовая), Калининско-Солнцевская (желтая) и Люблинско-Дмитровская (салатовая). Работают станции МЦК.

Округ гордится обилием фонтанов на своей территории, многие из них находятся в обычных жилых дворах. Еще здесь очень активная префектура, поощряющая разные крупные фестивали, большинство из которых уже стали общегородскими конкурсами. Например, фестиваль цветников, «Праздник улиц», возрождение сдачи норм ГТО.

Юго-Восточный административный округ в цифрах*

254 тысяч человек население Марьино — самого большого района округа и всей Москвы
220 фонтанов на территории округа
72% местных жителей трудоспособного возраста
12 районов и 9 промышленно-коммунальных зон включает в себя ЮВАО
1 ассирийский храм на территории округа и единственный на всю Россию
* Данные префектуры ЮВАО

Плюсы

Главным плюсом Юго-Восточного административного округа все эксперты называют стоимость жилья на первичном и вторичном рынках.

— Одно из главных преимуществ юго-востока столицы — более низкая стоимость недвижимости по сравнению с другими округами Москвы. Например, по итогам мая 2020 года на рынке массового сегмента в ЮВАО средняя цена за квадратный метр была на 5% ниже, чем в среднем по рынку. Причем в отдельных районах разница превышает 25%, — говорит управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка.

Собеседница «КП» отмечает, что, как и любой округ, ЮВАО неоднороден. С одной стороны, в нем можно найти районы недалеко от центра, с отличной транспортной доступностью и элементами благоприятного окружения, с другой — точечные застройки в бывших промзонах. 

Как и в других округах, в ЮВАО встречаются точечные застройки в бывших промзонах.
Фото: commons.wikimedia.org

— В ЮВАО можно выделить несколько более-менее пригодных районов для жизни — Кузьминки и Марьино, — продолжает руководитель строительной организации, эксперт по ремонту квартир и домов Вероника Вершинина. — Кузьминки — спальный район с удобной инфраструктурой и приемлемой транспортной доступностью. Отсутствие промпредприятий выгодно выделяет его из общей массы районов данного округа.

В районе есть условия для интересной и комфортной жизни. Большой парк, множество спортивных и развлекательных комплексов, торговых точек. Обеспеченность школами и медучреждениями. Жилой фонд здесь относительно новый, но купить квартиру в Кузьминках обойдется дороже, чем в других районах Юго-Восточного АО.

Вторым хорошим районом Юго-Восточного административного округа в Москве Вероника Вершина называет Марьино.

Марьино считается одним из наиболее пригодных районов для жизни.
Фото: commons.wikimedia.org

— Достопримечательности района — набережная, расположенная вдоль Москвы-реки, и два красивых парка. Транспортное сообщение в Марьино на хорошем уровне. Наземный транспорт интенсивно курсирует по всему району. Для людей, предпочитающих передвигаться на метро, открыты станции метро «Братиславская» и «Марьино», есть железнодорожная платформа. Инфраструктура Марьино ориентирована на семейных людей. Множество школ и детских садов, ледовый дворец, ТРЦ, поликлиники — здесь созданы все условия для столичной жизни, — отмечает эксперт.

К минусам ЮВАО большинство относят экологическую ситуацию. Но в то же время в районе достаточное количество парков: Кузьминский лесопарк, парк «Кусково», Люблинский парк культуры и отдыха и другие зеленые массивы также занимают около 20% территории округа.

В округе расположено большое количество парков.
Фото: commons.wikimedia.org

— Нужно учитывать и перспективы Генплана развития Москвы до 2025 года. Совокупная площадь промзон в ЮВАО сократится в два раза. Что касается Капотни, то в последние годы все чаще говорят о радужных перспективах района. Там могут появиться ботанические сады, станция метро, дома-мосты и даже яхт-клуб. А вредные предприятия планируется вывести за МКАД. Если это действительно случится, экологическая ситуация в районе улучшится достаточно быстро, — считает Вероника Вершинина.

В 2020 году в Нижегородском районе ЮВАО запустили сразу несколько станций метро, продлили Некрасовскую линию, в марте открыли транспортно-пересадочный узел «Рязанская», в который входят две станции метро («Нижегородская улица» большой кольцевой линии и одноименная станция «розовой» ветки), станция МЦК («Нижегородская»), и ж/д станция («Нижегородская (Карачарово)»). В районе активно растет застройка новыми жилыми комплексами комфорт- и эконом-классов.

Минусы

Под влиянием укоренившихся стереотипов ЮВАО Москвы считают самым загрязненным и непривлекательным местом столицы.

— Действительно, не совсем удачное расположение и наличие промышленных предприятий влияют на экологию округа. Промзоны занимают больше трети территории. Если смотреть конкретно по районам, то в Капотне — больше половины, а в Печатниках — почти 70%. В округе расположены преимущественно машиностроительные, нефтеперерабатывающие, химические и приборостроительные заводы, — объясняет Вероника Вершинина.

Больше половины территории Капотни занято промзонами.
Фото: commons.wikimedia.org

Отметим, что часть советского промышленного наследия ныне отдана под офисы. Но из-за нефтеперерабатывающего завода в Капотне местный квартал даже называют «московским Гарлемом».

— Некрасовка расположена на месте бывших полей фильтрации. Сейчас активно застраивается эконом-жильем. Но последнее десятилетие она стала лидером антирейтинга в Москве по экологии. Ведь рядом находится мусоросжигательный завод, функционирующие Люберецкие очистные сооружения, полигоны с отходами «Кучино» (ныне закрыт — прим.ред.), «Торбеево», — добавляет Вершинина.

Вплотную к мусорным барханам возвели новостройки. Из окон не видна свалка, ибо ее холм сверху забросали землей. В планах превратить это место в парк. Задача сложная, но прецеденты рекультивации в мировой практике имеются. Местным жителям обидно, что в районе нет парков. Но, возможно, в будущем все изменится. Просто сейчас его активно застраивают типовыми высотками. Беда здесь и со спортплощадками, физкультурно-оздоровительными комплексами, торгово-развлекательными центрами — за досугом приходится отправляться в подмосковную Балашиху.

Некрасовка активно застраивается эконом-жильем.
Фото: commons.wikimedia.org

Продолжая говорить о минусах районов Юго-Восточного административного округа, Вероника Вершинина называет Люблино — самым опасным местом в городе.

— Район кишит мигрантами. С экологией дела неважно: он стоит на бывших полях фильтрации. К рынку «Садовод» дымящие фуры свозят товар, доходят выхлопы нефтеперерабатывающего завода в Капотне, — анализирует специалист.

Лучшие спальные районы Москвы

Как выбрать наиболее подходящий для себя спальный район Москвы, а также рейтинг топ-10 самых лучших спальных районов столицы, по мнению «КП» и оценкам экспертов.

Недвижимость

Говоря о плюсах ЮВАО, эксперты отмечали привлекательные цены на недвижимость.

В ЮВАО продают почти 10 тысяч объектов недвижимости. Чуть больше половины — в новостройках. Средняя стоимость квадратного метра в округе — 153 тысяч рублей.

Чуть больше половины объектов недвижимости продаются в новостройках.
Фото: Сергей КОРОВКИН, commons.wikimedia.org

По просьбе «КП» коммерческий директор «Концерна РУСИЧ» Александр Козлов составил рейтинг районов ЮВАО по стоимости квадратного метра. Год от года цифры могут менять, но тенденция лидеров очевидна.

1. Нижегородский197 500 руб./кв.м
2. Южнопортовый180 200 руб./кв.м
3. Лефортово161 000 руб./кв.м
4. Кузьминки, Текстильщики153 700 руб./кв.м
5. Печатники152 800 руб./кв.м
6. Рязанский147 200 руб./кв.м
7. Капотня, Марьино145 000 руб./кв.м
8. Вешняки, Выхино-Жулебино144 400 руб./кв.м
9. Люблино144 100 руб./кв.м
10. Некрасовка128 000 руб./кв.м

Рынок проанализировали и специалисты проекта «Авито Недвижимость». По их наблюдениям, самый дорогой квадратный метр не в Нижегородском, а в Лефортово.

— За 1 кв. м новостройки в мае 2020 года в среднем можно было заплатить 236 801 рубль, а вторичной недвижимости — 232 008 рублей. В целом, Лефортово считается перспективным районом столицы, во многом благодаря хорошо развитой транспортной инфраструктуре, близости к центру города и появлением объектов комфорт- и бизнес-классов, — рассказали эксперты портала.

Звание самого бюджетного района округа также осталось за Некрасовкой.

— Район Некрасовка — самый популярный в столице. Он занимает первое место по просмотрам объявлений среди всех районов Москвы. Некрасовка расположена далеко от центра города — за МКАД, здесь более доступное жилье как в плане аренды, так и покупки. При этом, благодаря активной застройке, обустройству и появлению метро, район становится все более комфортабельным, — считают в «Авито».

Лучшие безопасные районы Москвы

Мы поговорили с экспертами, посмотрели данные статистики и рассказываем про лучшие безопасные районы Москвы.

 Стоит ли покупать квартиру в ЮВАО

— Если речь идет о первичной недвижимости, то все зависит от конкретного района и проекта. Если мы говорим об инвестиционной привлекательности, то рассматривать следует как раз этот сегмент недвижимости, так как на вторичном рынке стоимость квадратного метра стабильна, — объясняет коммерческий директор «Концерна РУСИЧ» Александр Козлов.

Для инвестиций специалист рекомендует присмотреться к проектам на этапе котлована в районах близ центра — Лефортово, Южнопортовый, Нижегородский. Для сбережения и умножения капитала хорошо подойдут студии и однокомнатные квартиры, которые легко как сдать, так и оперативно продать, к примеру, в районах с высокой транспортной доступностью — Кузьминки, Рязанский.

В Лефортово стоит присмотреться к проектам на этапе котлована.
Фото: commons.wikimedia.org

— Хороший район с точки зрения количества инфраструктурных объектов — Выхино-Жулебино. А вот относительно Капотни и Некрасовки, есть прекрасная альтернатива в ближайших локациях, к примеру в соседних подмосковных Котельниках, где стоимость квадратного метра гораздо ниже, а инвестиционная привлекательность — выше, — говорит Козлов.

Управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка называет другие привлекательные с точки зрения инвестиций локации:

— Во-первых, это Южнопортовый район, который граничит с ЦАО и отличается отличной транспортной доступностью. Больше половины его территории расположено в пределах ТТК. Во-вторых, следует выделить Рязанский район, где уже открылись новые станции метро. Также отмечу районы Лефортово и Нижегородский: оба они примыкают к ЦАО и перспективны с точки зрения жилищного строительства. 

Южнопортовый район отличается хорошей транспортной доступностью.
Фото: commons.wikimedia.org

Отдельно эксперт выделяет самый неблагоприятный район ЮВАО — Капотню. Локация отличается низкой транспортной доступностью, неудовлетворительной экологической обстановкой, недостаточным уровнем развития социальной инфраструктуры.

— Отмечу, что в ЮВАО порог входа на рынок до сих пор находится на минимальном уровне по сравнению с другими округами. В локации есть высоколиквидные проекты. Например, в одном из жилых комплексов бизнес-класса менее чем за два года стоимость квадратного метра выросла на 44%. Это один из самых ярких примеров ценового роста на столичном рынке, — добавила Надежда Коркка.

 Инфраструктура

Ситуацию в целом по округу руководитель строительной организации Вероника Вершинина характеризует как благоприятную:

— Здравоохранение, образование и торговля — на приемлемом уровне. Существует много возможностей для дополнительного образования детей. По укомплектованности станциями метро округ лидирует в столице и в ближайшие годы планируется открытие еще нескольких. Это будет спасением для многих жителей, вынужденных добираться на работу и с работы в перегруженных автобусах, троллейбусах и маршрутках.

Округ занимает лидирующую позицию по количеству станций метро.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Коммерческий директор «Концерна РУСИЧ» Александр Козлов перечисляет районы с хорошо развитой инфраструктурой: Выхино-Жулебино, Кузьминки, Марьино, Люблино. В аутсайдерах, Печатниках и Капотне, показатель по обеспеченности населения социальными инфраструктурными объектами самый низкий по округу.

— Кузьминки, Марьино, Люблино — районы ЮВАО с хорошо развитой инфраструктурой, к примеру, в Кузьминках большое количество образовательных центров различной направленности для детей и подростков, много мест для досуга, библиотек. В Марьино, помимо набережной Москвы-реки, есть два парка, работают 43 детских сада, 33 школы, поликлиника, кинотеатр, ледовый дворец, — говорит Козлов.

В Кузьминках обустроено множество мест для детского досуга.
Фото: commons.wikimedia.org

В Рязанском районе столицы открыты кинотеатр «Восход», ДК им. 40-летия Октября, музыкальный театр. В Текстильщиках есть еще один ледовый дворец, теннисные корты. В Лефортово большое количество сетевых магазинов, на западе проходит набережная Яузы, а Лефортовский парк давно стал визитной карточкой района.

— Уровень обеспеченности инфраструктурой сильно разнится в зависимости от конкретной локации. Так, в большинстве районов ЮВАО открыто метро. Между тем в Капотне до сих пор нет «подземки», а от некоторых микрорайонов в Марьино путь пешком до ближайшей станции займет не менее получаса. Аналогичная ситуация с социальной инфраструктурой. В ЮВАО есть как сложившиеся жилые кварталы с действующими школами, детскими садами и поликлиниками, так и обширные промзоны, которым еще только предстоит развиваться, — говорит управляющий директор компании «Метриум» Надежда Коркка.

Районы Москвы

Вместе с экспертами мы выбрали для вас наиболее перспективные районы Москвы, где лучше купить недвижимость. Учитывались и выгодность покупки, и комфортность жизни в будущем.

Как добраться

Самолет
В Москве четыре аэропорта. Все международные, но принимают рейсы из России. Добираться до воздушных гаваней, кроме «Жуковского», удобно на «Аэроэкспрессе» — вариант не самый дешевый, по сравнению с автобусами и маршрутками, зато спасает от столичных пробок.
«Шереметьево» находится на севере от Москвы, в 11-16 км от МКАД (в зависимости от терминала). «Аэроэкспресс» в «Шереметьево» ходит с Белорусского вокзала каждые 30 минут, время в пути 35-40 минут. Если ваш рейс улетает из нового терминала В (а туда сейчас перевели многие внутренние рейсы), надо будет еще проехать на автоматическом подземном поезде. Они ходят с интервалом в 4 минуты, время в пути тоже 4 минуты. Указатели есть, заблудиться сложно. Автобусы и маршрутки из «Шереметьево» довезут до станций метро «Речной вокзал» и «Планерная». Ночной автобус H11 соединяет аэропорт со станциями метро «Войковская» и «Китай-город». На машине — по Ленинградскому шоссе либо по платной трассе М11.
Сайт аэропорта: svo.aerо
«Домодедово» расположен к югу от столицы, в 24 км от МКАД. «Аэроэкспресс» ходит с Павелецкого вокзала каждые 30 минут, время в пути 45 минут. Автобусы и маршрутки довезут до станции метро «Домодедовская». На машине – по автомагистрали А-105.
Сайт аэропорта: dme.ru
«Внуково» находится к юго-западу от мегаполиса, в 13 км от МКАД. «Аэроэкспресс» отправляется с Киевского вокзала каждый час, время в пути 35 минут. Автобусы и маршрутки курсируют между «Внуково» и станциями метро «Юго-Западная» и «Саларьево».
На автомобиле — по Киевскому, Боровскому или Минскому шоссе.
Сайт аэропорта: vnukovo.ru
«Жуковский»
Самый новый из всех столичных аэропортов расположен на юго-западе от столицы, в 26 км от МКАД. Добираться сюда сложнее, чем в другие воздушные гавани: на автобусе от метро «Котельники» (дорога займет не меньше часа) либо электричкой или скоростным поездом «Спутник» с Казанского вокзала до станции «Отдых» (55 и 40 минут соответственно), там надо пересесть на аэропортовский шаттл либо маршрутку (и это еще 15 минут в пути). На машине – по трассе М-5 и Новорязанскому шоссе.
Сайт: zia.aero
Поезд
Ленинградский вокзал (ст. м. «Комсомольская»). Сюда приходят поезда из Санкт-Петербурга, в том числе «Сапсаны», а также Твери, Великого Новгорода, Петрозаводска, Пскова и других городов.
Казанский вокзал (ст. м. «Комсомольская»). Поезда из Казани, Воронежа, Самары, Рязани и других городов.
Ярославский вокзал (ст. м. «Комсомольская»). Соединяет со столицей Архангельск, Ярославль, Вологду и даже Лабытнанги.
Курский вокзал (ст. м. «Курская»). Сюда прибывают составы из Нижнего Новгорода, Владимира, Уфы, а также часть поездов из Санкт-Петербурга.
Белорусский вокзал (ст. м. «Белорусская»). Поезда из Минска, Смоленска, Калининграда.
Павелецкий вокзал (ст. м. «Павелецкая»). Железнодорожные маршруты из Астрахани, Волгограда, Тамбова, Саратова.
Киевский вокзал (ст. м. «Киевская»). Сюда приходят поезда из Калуги, Брянска, Киева.
Рижский вокзал (ст. м. «Рижская»). Поезда из Риги и Великих Лук.
Автобус
Автостанция «Центральная» (ст. м. «Щелковская»). Сюда ходят автобусы из Батуми, Варшавы, Владимира, Воронежа, Иваново, Костромы и других городов.
Автостанция «Красногвардейская» (ст. м. «Красногвардейская» или «Зябликово»). Междугородные автобусы из Крыма, Астрахани, Белгорода, Волгограда, Кисловодска, Курска и других городов.
Автостанция «Теплый Стан» (ст. м. «Теплый стан»). Автобусы из Брянска, Дербента, Калуги, а также Беларуси и Германии.
Автостанция «Тушинская» (ст. м. «Тушинская»). Маршруты из Пскова, Санкт-Петербурга, Твери, а также Латвии и Эстонии.
Автовокзал «Южные ворота» (ст. м. «Алма-Атинская»). Сюда прибывают автобусы из Крыма, волжских городов, Грозного, Ростова-на-Дону, а также Грузии.
Автостанция «Варшавская» (ст. м. «Варшавская»). Автобусы из Волгограда, Воронежа, Курска, Липецка, Рязани, Самары и других городов.

Найдите билеты по выгодным ценам на 2024 год

День 1.

культурно-познавательный

После краеведческого музея можно отправиться на прогулку по центру Красноярска и главной улице города — проспекту Мира. Тут находится много исторических зданий и купеческих особняков, уютных скверов, кафе и ресторанов. Многие туристы останавливаются у памятника художнику Андрею Поздееву — сфотографироваться и «потереть нос» мастеру на удачу.

На площади Мира смотрим музейный центр современного искусства и Триумфальную арку, построенную к 375-летию города на том самом месте, где когда-то и был заложен острог Красный Яр. Тут же рядом находится краевая филармония, где выступал известный оперный певец Дмитрий Хворостовский. Кстати, он был родом из Красноярска и всегда с большим уважением отзывался о родном городе.

Поклонникам живописи советуем музей-усадьбу Василия Сурикова (ул. Ленина, 98). В этом доме художник родился и жил до поступления в Академию художеств. Обязательно полюбуйтесь на весьма достойную коллекцию его картин и станьте участником необычной аромоэкскурсии «Почувствуй Сурикова». Она знакомит посетителей музея с творчеством художника через запахи и чувства. Представьте: вы смотрите на пейзаж художника «Алупка» и ощущаете свежий морской бриз, яркий аромат хвои кипарисов и выжженной солнцем травы, прохладу крымского утра…

Недалеко от музея Сурикова на улице Ленина стоит деревянный терем, словно из сказки. Когда-то в нем проживал енисейский губернатор, а в наше время располагается литературный музей имени Виктора Астафьева, посвященный исключительно творчеству сибирских писателей.

В Красноярске через Енисей проходят шесть мостов, но только один из них знаком даже тем, кто ни разу не был в этом городе. Это Коммунальный мост. А известен он, потому что был изображен на 10-рублевой купюре. Вечером сооружение красиво подсвечивается, поэтому многие фотографируются на его фоне.

Есть и еще одно место в Красноярске, которое прославила опять же 10-рублевая банкнота, — часовня Параскевы Пятницы. Сегодня здесь находится смотровая площадка и парк Покровский — отсюда нужно любоваться волшебной панорамой города. Хотите необычных достопримечательностей — вашему вниманию Красноярский Биг-Бен, башня с часами, наподобие лондонской, Храм Преображения Господня, католическая церковь из красного кирпича с элементами готики начала XX века и Свято-Покровский кафедральный собор — архитектурный памятник XVIII века.

Подробнее о лучших маршрутах смотрите на Visitsiberia.info

О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ

В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный. 

В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям. 

О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ

Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.

Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.

Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.

МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ

Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.

В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.

Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.

В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.

Остановка десятая.

ДИВЕЕВО: «КУПОЛА
В РОССИИ КРОЮТ ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ - ЧТОБЫ ЧАЩЕ ГОСПОДЬ ЗАМЕЧАЛ»

От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.

В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево. 

Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.

Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников. 

Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.

Остановка девятая.

ЧЕБОКСАРЫ: МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ И СНОВА ОСТАП БЕНДЕР

Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.

По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…

Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей. 

Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.

Что еще посмотреть

Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).

Остановка восьмая.

КАЗАНЬ: ФРАГМЕНТЫ СТАРО-ТАТАРСКОЙ СЛОБОДЫ

Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!

Мечеть Казань

Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка  (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».

Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань. 

Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани. 

Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника. 

Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она  вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы  это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.

Что еще посмотреть

Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).

Остановка седьмая.

ЧИСТОПОЛЬ: ГОРОД НЕРАСКРЫТОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.

Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.

Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома. 

Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба. 

До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе  и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…

Что еще посмотреть

Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.

Остановка шестая.

ЛЕНИНОГОРСК: ЗЕЛЕНЫЙ ГОРОД НЕФТЯНИКОВ В ПРЕДУРАЛЬЕ

Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.

О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на  богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.

Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек. 

Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.

Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения. 

Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).

Что еще посмотреть

Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума

Остановка пятая.

БОЛГАР: ДРЕВНЯЯ СТОЛИЦА ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ

От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км.  На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем. 

Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи. 

Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.

Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут  чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.

Что еще посмотреть

Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый  большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.

В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.

Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.

Остановка четыре.

МОРОСКИНО: ЖИВОПИСНАЯ ДЕРЕВНЯ ХУДОЖНИКА

Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с  художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.

Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.

Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.

— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.

К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).

Остановка третья.

КОЗЬМОДЕМЬЯНСК:
ГОРОД НАЛИЧНИКОВ
И ПРОТОТИП ВАСЮКОВ

От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.

Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков  в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.

Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы. 

Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.

Что еще посмотреть

В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.

Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.

Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.

Остановка первая.

ГОРОХОВЕЦ:
ОТ КОГО «ХОВАЛСЯ»
НА ГОРЕ ЦАРЬ ГОРОХ

Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».

В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.

Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.

Что еще посмотреть

Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.

В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.

Остановка вторая.

НИЖНИЙ НОВГОРОД:
ГДЕ СМОТРЕТЬ ЛУЧШИЕ
В СТРАНЕ ЗАКАТЫ

Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».

А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.

На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.

Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».

Что еще посмотреть

Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.

Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.

От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева)  и Волгу (справа).

Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия  в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три  года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».