Самые красивые станции метро Москвы

Метро Москвы уже давно стало известным во всем мире брендом. На протяжении 86 лет оно безотказно служит на благо москвичей и работает точно как часы, ежедневно перевозя до 9 млн. человек! Но, кроме того, оно может похвастаться удивительно элегантными, а подчас и чрезвычайно пышными станциями. Из-за них столичный метрополитен по праву называют подземным дворцом. Посмотрите, какие станции метро Москвы могут поразить ваше воображение.

Топ-10 самых красивых станций метро Москвы по мнению КП

1. Площадь Революции

  • Арбатско-Покровская линия, 1938 г.
Люди верят, что некоторые скульптуры на станции Площадь Революции приносят удачу.
Фото: globallookpress.com

Станцию можно назвать самой центральной в Москве, ведь она ближе всего расположена к Красной площади. Свое название она получила по находящейся над ней площади Революции (бывшая Воскресенская), где в 1917 году проходили бои.

Уникальной ее делают знаменитые скульптуры, созданные под руководством Матвея Манизера. В 76 бронзовых скульптурах воплотилось 20 образов представителей советского народа: пионеры, студенты, инженер, птичница, футболист, моряк, пограничник и другие. Интересно, что сам архитектор Алексей Душкин был не в восторге от идеи разместить на станции крупные объемные формы, а настаивал на барельефах. 

Однако скульптуры настолько полюбились народу, что впоследствии стали одной из городских достопримечательностей и обросли легендами. Люди верят, что некоторые из них приносят успех в разных сферах жизни. Так, собака отвечает за удачу в делах (например, на экзаменах), петух — за благосостояние, туфелька студентки помогает обрести любовь, крепкая ножка младенца сулит здоровье, а сигнальный флажок способствует исполнению желаний.

2. Маяковская

  • Замоскворецкая линия, 1938 г.
Архитектура станции отличается лёгкостью и изяществом.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Ее убранство, скорее элегантное, чем пышное, включает некоторые авангардные элементы, отсылающие к стилю арт-деко. Неповторимыми чертами интерьера являются стальная отделка колонн и арок и 34 потолочные ниши, обрамленные светильниками и за счет этого издалека похожие на люстры. Однако если встать под ними и посмотреть вверх, то взгляду откроются панно, выполненные из смальты по эскизам знаменитого Александра Дейнеки. Сюжеты мозаик объединены общей темой — «Сутки советского неба»: на них можно увидеть прыгуна с шестом, дирижабль, бомбардировщики, монтажника-высотника и даже опоры ЛЭП. 

В 1939 году «Маяковская» была удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Кстати, и над ее созданием трудился Алексей Душкин.

3. Новокузнецкая

  • Замоскворецкая линия, 1943 г.
Тема оформления станции — стойкость и борьба советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Поразительно, что в разгар Великой Отечественной войны в Москве продолжалось строительство метро. Это обстоятельство не могло не найти отражения в интерьере «Новокузнецкой». Основной акцент в оформлении станции сделан на пространстве между пилонами, где установлены массивные скамьи с подлокотниками-завитками и высокими спинками в виде свитков. Над ними помещены щиты со знаменами и словами в адрес защитников Отечества. Аналогичные щиты, но уже с профилями великих русских полководцев, упомянутых в речи Сталина, обращенной к красноармейцам в 1941 году, расположены со стороны перрона. Вдоль свода центрального зала с обеих сторон находится фриз, изображающий красноармейцев, участвующих в боевых операциях. Сам свод украшают мозаики по эскизам Александра Дейнеки со сценами из жизни тружеников тыла.

Лучшие смотровые площадки

Увидеть город во всей красе и практически из-под облаков, можно, посетив одну из многочисленных смотровых площадок Москвы. Мы составили свой рейтинг лучших платных и бесплатных мест, снабдили его советами для посетителей и актуальными ценами, а вам остается только посмотреть фото и выбрать.

4. Электрозаводская 

  • Арбатско-Покровская линия, 1944 г.
Архитекторы разместили в нишах потолка 318 светильников.
Фото: АГН Москва

По какой-то причине «Электрозаводская» менее популярна, чем другие станции московского метро, и мы спешим исправить эту несправедливость. Ее создатели, архитекторы Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх и Игорь Рожин, использовали уникальный прием, выполняющий как техническую, так и декоративную функцию, — разместили в нишах (кессонах) потолка 318 светильников, отдав таким образом дань находящемуся вблизи Электрозаводу, по которому станция и получила свое название.

Одной из наиболее актуальных тем военного периода, когда шло строительство станции, конечно, был героический труд на благо Родины, что и получило отражение в интерьере: здесь можно увидеть 12 барельефов, изображающих строителей, кузнецов, машиностроителей, работников сельского хозяйства, ткачих и т.д.

5. Таганская 

  • Кольцевая линия, 1950 г.
Станция знаменита 32 майоликовыми панно, украшающими ее пилоны.
Фото: globallookpress.com

В наш список эта станция метро попала благодаря 32 майоликовым панно, украшающим ее пилоны. Со стороны зала они выполнены в непривычном для московской архитектуры голубом цвете. Его сочетание с белым придает станции свежий и даже воздушный вид. Панно кажутся ажурными благодаря богатым растительным орнаментам. Однако, несмотря на визуальную легкость, тематика декора станции военная. В центре каждого панно помещен медальон с образом представителя того или иного рода войск Красной армии: танкиста, кавалериста, летчика, партизана, железнодорожника, пехотинца, артиллериста и моряка – каждый из них повторен четырежды.

Отель
От 1700 руб. в сутки
Обед
От 400 руб. на человека
Такси
От 150 руб.

6. Комсомольская 

  • Кольцевая линия, 1952 г.
Станция является одной из самых загруженных в Москве.
Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Эта станция обычно больше других впечатляет туристов, впервые оказавшихся в московском метро. Она действительно демонстрирует образец помпезной архитектуры сталинской эпохи. И это неслучайно: станция находится под Комсомольской площадью, в народе «Площадью трех вокзалов» – Ленинградского, Казанского и Ярославского. Прибывавшие в Москву люди первым делом спускались в метро и сразу же должны были быть ослеплены великолепием столицы Советского Союза.

Главная тема оформления «Комсомольской» – великая история народа-триумфатора. Образы знаменитых российских полководцев, а также красноармейцы в момент взятия Рейхстага, как и Родина-Мать, были воплощены на 8 огромных (площадь каждого из них 30 кв. м!) панно на потолке станции.

Самые красивые мосты

Мостов в Москве даже больше, чем в Венеции! И многие из них не просто переправы, а еще и самые настоящие объекты культурного наследия. По многим московским мостам приятно прогуляться как туристам, так и местным жителям. С них открываются панорамные виды на столицу, здесь можно сделать яркие фото на фоне основных достопримечательностей.

7. Новослободская

  • Кольцевая линия, 1952 г.
Самым ярким элементом оформления станции выступают 32 эффектно подсвечиваемых витража.
Фото: АГН Москва

Главным  и неповторимым акцентом в декоре станции являются яркие витражи с подсветкой, размещенные на пилонах. Интересно, что первоначально архитектор Душкин, проектировавший и «Новослободскую», задумывал сделать их из флуоресцирующего уранового стекла, но в этом ему было отказано. На части витражей имеются медальоны с образами людей мирных профессий: композитора, художника, энергетика, агронома и других.

Торец зала также украшает мозаичное панно из смальты работы Павла Корина. На нем на фоне символики советского государства – золотой пятиконечной звезды, серпа, молота и снопа колосьев, — изображена монументальная женщина с ребенком на руках, над которыми реет лента с надписью «Мир во всем мире». Первоначально в верхней части композиции находился медальон с портретом Сталина, однако в эпоху Хрущева его заменили парящими белыми голубями.

8. Проспект Мира

  • Кольцевая линия, 1952 г.
Станция находится на глубине 40 метров.
Фото: АГН Москва

Первоначально станция носила название «Ботанический сад» (поблизости от нее находится знаменитый «Аптекарский огород» , основанный еще Петром Великим в начале XVIII века). Позже она была переименована, но центральной темой в ее оформлении осталось садоводство. Цветоводы, агрономы, работники села изображены на керамических медальонах в центре фризов, украшающих верхние части мраморных пилонов. Среди декоративных элементов преобладает растительная тематика – венки, снопы, плоды, листья. Объема и торжественности этим формам придает позолота. Со стороны путей внимание привлекают помпезные вентиляционные решетки с серпом и молотом на фоне колосьев, окруженные рогами изобилия.

9. Арбатская

  • Арбатско-Покровская линия, 1953 г.
Станция входит в состав крупнейшего в Москве пересадочного узла.
Фото: АГН Москва

Убранство одной из самых протяженных станций Московского метрополитена (длина подземного зала составляет 220 м), расположенной поблизости от Кремля, наполнено элементами, характерными для русского зодчества XVII века, и отсылает к стилю московского барокко. Сводчатый центральный зал «Арбатской» напоминает туннель, украшенный лепными элементами и освещаемый множеством позолоченных бронзовых люстр. Нижняя часть пилонов отделана красным крымским мрамором, на котором, кстати, можно разглядеть интересные окаменелости.

10. Киевская

  • Кольцевая линия, 1954 г.
Стену за колоннами украшает мозаичный фриз «Торжество людей Советской Украины».
Фото: АГН Москва

Оформление «Киевской» посвящено русско-украинскому единству в советском государстве. Это одна из наиболее пышно декорированных станций в московском метро. Основные цвета ее — белый и золотой. Проходы между пилонами украшены богатой лепниной с растительным орнаментом и ею же обрамлены 18 панно, расположенные на самих пилонах. Мозаики выполнены из смальты и ценных пород и изображают сцены, иллюстрирующие различные важные вехи в истории и жизни Украины, ее значимую роль в СССР: например, открытие ДнепроГЭС, картину дружбы русских и украинских колхозников, освобождение Киева Красной армией, Переяславскую раду, Полтавскую битву.

Музей в метро

Узнать больше о Московском метрополитене можно в Центре профориентации, находящемся в вестибюле станции «Выставочная». Посетители могут ознакомиться с экспозицией, посвященной истории и работе метро, также проводятся экскурсии. 

Продолжительность60-90 мин.
ВходСвободный
АдресВторой ярус станции метро «Выставочная» Филевской линии, первый вагон из центра
Режим работыЕжедневно с 10:00 до 18:00

Топ-20 лучших достопримечательностей Москвы

Москва — это не только Кремль и Красная площадь, которые хоть и являются визитными карточками столицы. В огромном мегаполисе множество и других интересных мест, которые обязательно нужно увидеть путешественникам, а жителям города — лишний раз вспомнить. И понять, насколько Москва на самом деле прекрасна и удивительна.

Выберите лучшее жилье в Москве

Как добраться

Самолет
В Москве четыре аэропорта. Все международные, но принимают рейсы из России. Добираться до воздушных гаваней, кроме «Жуковского», удобно на «Аэроэкспрессе» — вариант не самый дешевый, по сравнению с автобусами и маршрутками, зато спасает от столичных пробок.
«Шереметьево» находится на севере от Москвы, в 11-16 км от МКАД (в зависимости от терминала). «Аэроэкспресс» в «Шереметьево» ходит с Белорусского вокзала каждые 30 минут, время в пути 35-40 минут. Если ваш рейс улетает из нового терминала В (а туда сейчас перевели многие внутренние рейсы), надо будет еще проехать на автоматическом подземном поезде. Они ходят с интервалом в 4 минуты, время в пути тоже 4 минуты. Указатели есть, заблудиться сложно. Автобусы и маршрутки из «Шереметьево» довезут до станций метро «Речной вокзал» и «Планерная». Ночной автобус H11 соединяет аэропорт со станциями метро «Войковская» и «Китай-город». На машине — по Ленинградскому шоссе либо по платной трассе М11.
Сайт аэропорта: svo.aerо
«Домодедово» расположен к югу от столицы, в 24 км от МКАД. «Аэроэкспресс» ходит с Павелецкого вокзала каждые 30 минут, время в пути 45 минут. Автобусы и маршрутки довезут до станции метро «Домодедовская». На машине – по автомагистрали А-105.
Сайт аэропорта: dme.ru
«Внуково» находится к юго-западу от мегаполиса, в 13 км от МКАД. «Аэроэкспресс» отправляется с Киевского вокзала каждый час, время в пути 35 минут. Автобусы и маршрутки курсируют между «Внуково» и станциями метро «Юго-Западная» и «Саларьево».
На автомобиле — по Киевскому, Боровскому или Минскому шоссе.
Сайт аэропорта: vnukovo.ru
«Жуковский»
Самый новый из всех столичных аэропортов расположен на юго-западе от столицы, в 26 км от МКАД. Добираться сюда сложнее, чем в другие воздушные гавани: на автобусе от метро «Котельники» (дорога займет не меньше часа) либо электричкой или скоростным поездом «Спутник» с Казанского вокзала до станции «Отдых» (55 и 40 минут соответственно), там надо пересесть на аэропортовский шаттл либо маршрутку (и это еще 15 минут в пути). На машине – по трассе М-5 и Новорязанскому шоссе.
Сайт: zia.aero
Поезд
Ленинградский вокзал (ст. м. «Комсомольская»). Сюда приходят поезда из Санкт-Петербурга, в том числе «Сапсаны», а также Твери, Великого Новгорода, Петрозаводска, Пскова и других городов.
Казанский вокзал (ст. м. «Комсомольская»). Поезда из Казани, Воронежа, Самары, Рязани и других городов.
Ярославский вокзал (ст. м. «Комсомольская»). Соединяет со столицей Архангельск, Ярославль, Вологду и даже Лабытнанги.
Курский вокзал (ст. м. «Курская»). Сюда прибывают составы из Нижнего Новгорода, Владимира, Уфы, а также часть поездов из Санкт-Петербурга.
Белорусский вокзал (ст. м. «Белорусская»). Поезда из Минска, Смоленска, Калининграда.
Павелецкий вокзал (ст. м. «Павелецкая»). Железнодорожные маршруты из Астрахани, Волгограда, Тамбова, Саратова.
Киевский вокзал (ст. м. «Киевская»). Сюда приходят поезда из Калуги, Брянска, Киева.
Рижский вокзал (ст. м. «Рижская»). Поезда из Риги и Великих Лук.
Автобус
Автостанция «Центральная» (ст. м. «Щелковская»). Сюда ходят автобусы из Батуми, Варшавы, Владимира, Воронежа, Иваново, Костромы и других городов.
Автостанция «Красногвардейская» (ст. м. «Красногвардейская» или «Зябликово»). Междугородные автобусы из Крыма, Астрахани, Белгорода, Волгограда, Кисловодска, Курска и других городов.
Автостанция «Теплый Стан» (ст. м. «Теплый стан»). Автобусы из Брянска, Дербента, Калуги, а также Беларуси и Германии.
Автостанция «Тушинская» (ст. м. «Тушинская»). Маршруты из Пскова, Санкт-Петербурга, Твери, а также Латвии и Эстонии.
Автовокзал «Южные ворота» (ст. м. «Алма-Атинская»). Сюда прибывают автобусы из Крыма, волжских городов, Грозного, Ростова-на-Дону, а также Грузии.
Автостанция «Варшавская» (ст. м. «Варшавская»). Автобусы из Волгограда, Воронежа, Курска, Липецка, Рязани, Самары и других городов.

Найдите билеты по выгодным ценам на 2021 год

Отзывы

Когда отдыхать
в Москве