В Сети появилась расшифровка переговоров между экипажем «Суперджета 100», который 5 мая сгорел при посадке в Шереметьево, и диспетчера. Этот «диалог» публикуется с момента, когда командир воздушного судна попросил разрешение вернуться в аэропорт вылета и до тех секунд, когда борт уже садился на взлетно-посадочную полосу.«ПРОСИМ ВОЗВРАТ»«КВС: Шереметьево. Вышка. Аэрофлот 1492. Как слышите?Диспетчер: Говорите.КВС: Pan-Pan, Pan-Pan, Pan-Pan! (этот сигнал в радиопереговорах означает, что у самолета аварийная ситуация, однако конкретной угрозы людям или судну нет, - Авт.) Рабочее гнездо. Аэрофлот 1492. Москва подход. Москва подход. Просим возврат. 1492 потеря радиосвязи и самолёт горит в молнии.Диспетчер: Аэрофлот 1492. ИЮ Снижайтесь. Эшелон 80…»Далее диспетчер координирует пилотов. Курс, эшелон, направление. Штатный разговор.Далее:«Диспетчер: Аэрофлот 1492. Справа курс 160. Какая-нибудь помощь необходима будет?КВС: Справа 160. Нет, пока всё нормально. Штатно. Аэрофлот 1492.Диспетчер: Только проблемы со связью, вас правильно понял?КВС: Связь и потеря автоматического управления самолётом.Диспетчер: Вас понял».Снижение продолжается.«ПРОШУ ОРБИТУ»«КВС: Аэрофлот 1492, прошу орбиту (это означает возможность сделать круг, - Авт.). Мы не готовы к заходу.Диспетчер: Аэрофлот 1492, вас понял. Курс 350 возьмите вправо».Самолет делает небольшой круг и возвращается к Москве.«Диспетчер: Аэрофлот 1492, через сколько будете готовы к заходу?Диспетчер: Аэрофлот 1492, подскажете, как будете готовы к заходу? Не слышно Вас было.КВС: Подскажем, Аэрофлот 1492».Через несколько минут:«Диспетчер: Аэрофлот 1492, готовы к заходу?КВС: Да».«Диспетчер: Аэрофлот 1492, как будете заходить? Визуально или по ILS (курсо-глиссадная система - радионавигационная система захода на посадку по приборам, может осуществляться как в автоматическом, так и в ручном режиме, - Авт.)?КВС: Заход по ILS».«АВАРИЙНЫЕ СЛУЖБЫ НА ПОЛОСЫ»Диспетчер продолжает подсказывать свободные коридоры.«КВС: Аэрофлот 1492, необходима помощь.Диспетчер: Аэрофлот 1492, Шереметьево вышка, продолжайте заход, слушаю 24 левая.…Диспетчер: Аэрофлот 1492, ветер у земли 160 градусов, 7 порывы 10 метров в секунду, ВП24 левая, посадку разрешаю.…Диспетчер: Аварийные службы на полосы».Последнюю фразу, не зная точного времени произнесения, можно трактовать двояко. Либо визуально уже было видно, что «Суперджет» начал прыгать по полосе, потом и загорелся. Либо диспетчер вызывает самолет до касания полосы - на всякий случай. И это тоже похоже на правду. Ведь, судя по фоновой записи в башне управления, после сигнала аварийным службам следует достаточно продолжительный разговор между диспетчерами:— Полминуты... Направление 12,5. На курсе. Заходит на 11. Отказ связи, отказ автоматической системы управления самолетом. Заходит на посадку в штатном режиме, тревогу я объявил.Какие выводы можно сделать по этой расшифровке? Связь с диспетчером у борта все-таки была. А садиться приходилось вручную. Хотя, как говорят опытные пилоты, в последнее время многие авиакомпании запрещают «работать» вручную, только на автоматике, доверяя компьютерам. Полагают, что пилоты могли иметь слабый опыт полетов в ручном режиме.ПОД СОМНЕНИЕММы попросили прокомментировать эту расшифровку эксперта по авиационной безопасности Александра Романова, который сам отлетал более двадцати лет первым пилотом на разных самолетах, в том числе и работая в зарубежных авиакомпаниях.Авиаэксперт прочитал этот диалог и высказал свои сомнения.- Что-то с этим текстом не так. Некоторые выражения… В авиации так не говорят. Что это такое, например, - «самолет горит в молнии»? Пилот такое не мог сказать. Есть еще несколько выражений, которые в авиации не используются. Можно, конечно, гипотетически предположить, что уже даже в момент запроса о возвращении командир воздушного судна уже был в полушоковом состоянии, но в это слабо верится. На тот момент ситуация была еще под контролем. Я не стал бы сейчас комментировать эту расшифровку как настоящие переговоры.Тем не менее, после публикации самых полных видео катастрофы, Романов считает, что к случившейся трагедии привели ошибки экипажа.О некоторых аспектах уже говорили и другие эксперты. Превышение максимальной посадочной массы (полные баки керосина, пилоты почему-то не стали наматывать круги, сжигая топливо) и скорости при посадке. Но есть и другие просчеты.- Когда самолет попытался сесть и началось «козление» (прыжки по взлетно-посадочной полосе, после первого касания с полосой «Суперджет» подпрыгнул метров на десять, - Авт.), по всем инструкциям экипаж должен был снова подниматься в воздух и уходить на еще один круг. Вместо этого они отдали штурвал от себя до упора (тормозя, - Авт.). В итоге нос вниз, самолет надломился.Что было дальше все уже видели на страшных кадрах: шасси пробивают крылья самолета, в которых расположены баки. Керосин разливается и начинает гореть. Самолет несется по взлетке как огненный шар…Расшифровка публикуется РЕН ТВ и проектом \"База\". Полный текст можно прочитать здесьЧИТАЙТЕ ТАКЖЕЧто на самом деле происходило в горящем самолете в ШереметьевоО том, что полет будет непростым, пассажиры рейса Москва-Мурманск догадались, когда судно стало набирать высоту и вошло в грозовые тучи. (подробности)МЕЖДУ ТЕМНеслитое топливо, открытое боковое окно, невыпавшие кислородные маски: летчик проанализировал детали пожара самолета в ШереметьевоРазбираемся, какие факторы могли повлиять на то, что последствия катастрофы \"Суперджета\" были настолько трагическими (подробности)КСТАТИ\"При таких условиях посадки то же самое было бы с любым иностранным самолетом\": эксперты назвали ошибки пилотов в катастрофе в ШереметьевоПо мнению специалистов, экипаж \"Суперджета\" совершил сразу несколько серьезных просчетов (подробности)