Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+18°
Boom metrics
БАМ12 августа 2021 6:29

Вторую нитку БАМа строят люди в фуражках с бензопилами и мачете

Сергей Шойгу проинспектировал работы по реконструкции железнодорожной магистрали
Военнослужащие соединения МТО Восточного военного округа обеспечивают паромную переправу строительной техники, выполняющей реконструкцию БАМ.

Военнослужащие соединения МТО Восточного военного округа обеспечивают паромную переправу строительной техники, выполняющей реконструкцию БАМ.

Фото: Минобороны РФ

"За запахом тайги"

- У каждого человека моего поколения есть определённые ассоциации, связанные со «стройкой века», как называли Байкало-Амурскую магистраль, - Сергей Шойгу оглядел строй военных железнодорожников. - Для меня это в первую очередь сотни тысяч наших соотечественников, которые воплощали в жизнь самый масштабный и дорогостоящий инфраструктурный проект в истории СССР. Кто-то ехал сюда «за туманом и за запахом тайги», кого-то больше привлекали высокие заработки. Однако и те, и другие работали в тяжелейших условиях вечной мерзлоты на необжитой территории. Сейчас в этом смысле мало что изменилось - здесь всё такой же суровый климат и километры непроходимой тайги.

Эти слова глава оборонного ведомства произнес в городке Верхнезейске, который появился на карте благодаря БАМу. Сергей Шойгу приехал в Верхнезейск, чтобы проинспектировать ход работ по реконструкции Байкало-Амурской магистрали на порученном Минобороны участке. А кроме того, глава оборонного ведомства принял участие в торжественной закладки памятного камня, посвященного началу реконструкции БАМа.

Сергей Шойгу принял участие в торжественной закладки памятного камня, посвященного началу реконструкции БАМа.

Сергей Шойгу принял участие в торжественной закладки памятного камня, посвященного началу реконструкции БАМа.

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

- Сегодня мы заложили камень, символизирующий начало реконструкции восточной ветки Байкало-Амурской магистрали, сказал министр обороны России. - Это участок протяжённостью 340 км от Улака до Февральска. Значение данного отрезка БАМа для экономики страны огромно. Потенциал железнодорожного пути исчерпан в связи с его высокой загруженностью. К концу 2024 года, после введения дороги в эксплуатацию, транспортные возможности Восточной Сибири будут увеличены, пропускная способность магистрали и объём транзитных перевозок возрастут. Кроме того, Россия сможет расширить выход на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одноколейка с разъездами

Вопрос об увеличении пускной способности БАМа в очередной раз встал в начале марта этого года. Владимир Путин поручил провести масштабную реконструкцию магистрали, участок от Февральска до Улака был поручен Минобороны. Уже в апреле в районе Верхнезейска высадились военные Железнодорожных войск. Они начали строить модульные лагеря и прорубать просеки в тайге.

Сейчас БАМ - это одноколейка с разъездами.

Сейчас БАМ - это одноколейка с разъездами.

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

Сейчас БАМ - это одноколейка с разъездами. Когда один поезд идет, встречный ждет его, и это здорово сокращает пропускную способность магистрали. Главная задача военных железнодорожников - построить вторую нитку на своем участке к концу 2024 года.

Накануне приезда министра журналистам показали, как начинается строительство второй нитки БАМа. Парни-срочники буквально по сантиметрам прорубались через тайгу с помощью бензопил, топоров и мачете. Бензопилами валили крупные стволы, мачете и топорами обрубали сучья, разрубали бревна, чтобы их можно было вывезти грузовиками.

Парни-срочники буквально по сантиметрам прорубались через тайгу с помощью бензопил, топоров и мачете.

Парни-срочники буквально по сантиметрам прорубались через тайгу с помощью бензопил, топоров и мачете.

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

- Мы работаем почти 4 месяца и прошли 6 километров, - сказал рядовой-срочник из Благовещенска Евгений Шумилов. - Прорубать приходится и полосу отведения для второй нитки, и для дорог, по которым грузовики будут подвозить щебень, грунт и вообще все, что нужно для стройки.

По словам старшего инженера железнодорожного соединения Восточного военного округа подполковника Павла Ларионова, грунт, который есть в тайге, для железнодорожного полотна не подходит.

Грунт, который есть в тайге, для железнодорожного полотна не подходит.

Грунт, который есть в тайге, для железнодорожного полотна не подходит.

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

- Это глина и суглинок, от влажности он становится вязким, попросту говоря, плывет, - сказал Павел Ларионов. - Поэтому весь этот грунт мы вывозим и будем менять на тот, что прослужит десятилетия.

Сейчас вдоль ветки БАМа работают сотни единиц строительной техники и больше тысячи военнослужащих. Тайга поддается не сразу, приходится бороться не только с ветками и стволами, но и с болотами. В районе Верхнезейска есть еще одно препятствие: стройка идет на одном берегу огромного водохранилища, а карьеры с грунтом и щебнем - на другом. Автомобильных мостов нет, военным пришлось в срочном порядке налаживать паромную переправу. Теперь, есть возможность делать 40 рейсов в день. И каждый рейс - это два грузовика общим весом в 80 тонн.

Автомобильных мостов нет, военным пришлось в срочном порядке налаживать паромную переправу.

Автомобильных мостов нет, военным пришлось в срочном порядке налаживать паромную переправу.

Фото: Владимир ДЕМЧЕНКО

Как заявил во время открытия памятного камня Сергей Шойгу, реконструкция БАМа идет по графику.

- Качественно проведённые подготовительные работы позволили нам своевременно приступить к исполнению решения Президента Российской Федерации по увеличению пропускной способности БАМа, - сказам глава оборонного ведомства.

Кстати

Не новая практика

В модульном городке военных строителей Сергей Шойгу встретился с участниками отряда Военного учебного центра Дальневосточного университета путей сообщения. После окончания вуза они в течение месяца работали на расчистке площадей будущей стройки.

- К реконструкции северо-восточной хорды БАМа активно подключились студенческие строительные отряды, - сказал Сергей Шойгу. - Подобная практика не нова. В советское время её прошли десятки тысяч студентов, многие из которых впоследствии стали крупными хозяйственниками и политиками. Не исключение и глава нашего государства, а также многие другие известные руководители. Здесь, в спайке с лучшими представителями Железнодорожных войск, студенты военных учебных центров проходят стажировку. Помимо навыков работы в команде они получают уникальный опыт реализации крупнейшего инфраструктурного проекта страны.