Как открыть бизнес по франшизе?

Собственное дело — это финансовая независимость, возможность реализовать свои управленческие таланты и, наконец, выгодное вложение средств. Открыть бизнес по франшизе намного проще и дешевле, чем начинать его с нуля, создавая и раскручивая собственный бренд. Именно поэтому готовый бизнес по франшизе — оправданный выбор начинающих предпринимателей.

Франшиза — это передача права пользования брендом, то есть именем компании. Но франчайзи — покупатель франшизы — получает не только право использовать знаменитый бренд. Франчайзер, то есть продавец франшизы, предоставляет своему деловому партнеру технологии, производственные принципы, бизнес-план, маркетинговые разработки, контакты поставщиков и условия работы с ними. Франчайзер также берет на себя все труды по продвижению и рекламе. В сущности, принцип франчайзинга состоит в том, что крупная известная компания дает возможность частному предпринимателю открыть бизнес под вывеской разрекламированного бренда и обеспечивает ему поддержку, а бизнесмен-франчайзи платит компании деньги: сперва первоначальный взнос, а затем — роялти, то есть определенный процент с продаж.

Стоит отметить, что готовый бизнес по франшизе — один из самых надежных вариантов открытия собственного дела. По статистике, более 80% франчайзинговых компаний выживают и продолжают существовать даже через 10 лет после открытия, в то время как самостоятельные неопытные бизнесмены в 85% случаях разоряются после десятилетнего существования[1]https://cyberleninka.ru/.

На заметку

Первыми схему франчайзинга использовали Исаак Зингер и корпорация General Motors. Зингер еще в 1851 году стал продавать партнерам право действовать от лица его бренда. А корпорация General Motors передала фирме-дилеру исключительные права на сбыт своей продукции.

Готовый бизнес по франшизе: плюсы и минусы

Тем не менее, прежде чем вкладывать деньги в открытие бизнеса по франшизе, нужно изучить все преимущества и недостатки этой схемы.

Плюсы:

Простота системы. Готовый бизнес по франшизе оптимально подходит для тех, у кого нет опыта предпринимательства. Все схемы разработаны профессионалами и многократно обкатаны. Поэтому франчайзи не приходится учиться на собственных ошибках.

Известный бренд. В развитие торговой марки вкладываются огромные средства: прежде чем потребитель начнет узнавать бренд и доверять ему, могут пройти годы. Но бизнес по франшизе предполагает использование уже известного имени, завоевавшего доверие покупателей.

Поддержка бизнеса. Франчайзи может рассчитывать на помощь франчайзера, который, как правило, дает полную информацию по ведению дел, организации поставок, обслуживанию, продвижению, сбыту и многим другим важным для успешного ведения дел вопросам.

Преимущества при кредитовании. Представителю известной марки гораздо проще получить кредит, чем индивидуальному предпринимателю «с улицы». При этом владелец франшизы может выступить гарантом при получении кредита.

Минусы:

Зависимость от франчайзера. У франчайзи меньше свободы выбора, чем у самостоятельных предпринимателей, ведь курс развития определяется владельцем бренда. От него же зависит и благосостояние франчайзи: если у франчайзера дела идут плохо, это неизбежно отразится на всех покупателях франшизы. С другой стороны, в хорошие времена они разделяют с ним финансовый подъем.

Выплаты. Покупателю бизнес-модели предстоят два вида платежей. Прежде всего, при подписании договора франчайзинга он вносит вступительный паушальный взнос. Это единоразовая плата за право на интеллектуальную собственность компании-продавца. Величина паушального взноса зависит от узнаваемости бренда и объема передаваемой информации. В среднем она составляет порядка 10% общих инвестиций.

После подписания договора франчайзи ежемесячно выплачивает роялти. Это может быть процент от выручки или фиксированная сумма. Как правило, регулярные выплаты составляют около 6–7% оборота компании-франчайзи[2]https://www.garant.ru/. Некоторые франчайзеры делают скидки для новых партнеров в первые месяцы работы. В регулярные платежи может быть включен и маркетинговый взнос за рекламную кампанию.

Обязательства. У нового партнера есть обязательства перед франчайзером — он должен четко соблюдать условия предоставления бренда. Известны неоднократные случаи закрытия франчайзингового предприятия из-за того, что франчайзи не смог обеспечить должный уровень сервиса.

Статистика

По данным Международной ассоциации франчайзинга, в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тысячи франчайзеров и более 1,2 миллиона франчайзи. Некоторые крупные фирмы имеют по 1000 и более партнеров-франчайзи[3]https://rusfranch.ru/.

Виды франшиз

С чего начать?

Как действовать, чтобы начать бизнес по франшизе? Прежде всего, нужно определиться со сферой деятельности. Многие эксперты прямо говорят, что лучше выбирать то дело, в котором вы разбираетесь и которым интересуетесь, особенно если это ваше первое предприятие. Если вы ничего не знаете о компьютерах, не стоит покупать франшизу магазина оргтехники. Следите за модой — выбирайте магазины одежды и аксессуаров; хотите использовать знания, полученные в свое время на факультете экономики, — обратите внимание на франшизы кредитных организаций.

Кроме личных пристрастий нужно учитывать и финансовые возможности. Бизнес по франшизе купить несложно, но следует понимать, что некоторые франшизы дороги и требуют значительных финансовых вложений. К самым дорогим относятся франшизы ресторанов, отелей, гипермаркетов и фитнес-клубов, а вот розничные магазины уже заметно дешевле.

Поиск средств

Купить бизнес по франшизе можно разными способами. Самый очевидный — использование собственных средств. Однако деньги для внесения первоначального взноса есть не всегда. Поэтому многие предприниматели открывают свой бизнес, взяв банковский кредит. Но есть и иные варианты. Например, инвестором может выступить сама компания, продавшая франшизу. Правда, это возможно лишь в том случае, когда потенциальный франчайзи уже является работником компании и сама фирма практикует такую модель взаимоотношений с сотрудниками. Инициативный работник может быть назначен директором филиала и впоследствии стать его собственником.

Если же этот вариант не для вас, можно подумать о поиске стороннего инвестора. Сам факт покупки франшизы уже делает шансы на успех довольно высокими: люди охотнее вкладывают средства в раскрученные бренды, чем в стартапы, чью успешность никто не может гарантировать.

Выбираем выгодную франшизу

Существуют целые компании, занимающиеся продажей франшиз, но можно обратиться и напрямую к потенциальному франчайзеру. Предложений по продаже франшиз на рынке очень много, но все ли могут считаться выгодными?

Вот основные признаки того, что сотрудничество будет приносить доход новому партнеру:

  • Широкая сеть успешных предприятий. Если по выбранной вами франшизе работает множество точек и все они процветают, значит, у компании есть будущее.
  • Срок работы. В идеале организация-франчайзер должна быть не новичком, а давно окупившимся предприятием, иначе есть риск связаться с компанией, которая терпит крах и продает франшизы для того, чтобы покрыть собственные расходы.
  • Поддержка франчайзи. Узнайте, какую именно помощь компания готова оказывать покупателю франшизы, и никому не верьте на слово — все меры поддержки должны быть зафиксированы в договоре.
  • Бизнес-план. Серьезные компании предлагают своим франчайзи разработку бизнес-плана и оценку эффективности проекта, а компании-однодневки лишь упирают на предполагаемую выгоду, не предоставляя никаких цифр.

Однако даже самая успешная франшиза не гарантирует, что дела пойдут хорошо — покупатель и сам должен приложить некоторые усилия. Изучите рынок, на котором собираетесь работать: есть ли спрос на выбранные вами товары и услуги, много ли конкурентов, какие у них расценки и уровень сервиса.

Признаки надежного франчайзера

Что дальше?

Итак, все риски и выгоды оценены и франшиза выбрана. Но до открытия предприятия остается преодолеть еще несколько этапов.

Актуализация бизнес-плана

Как уже было сказано, франчайзеры, ориентированные на долговременное сотрудничество, предоставляют своим франчайзи бизнес-план, включающий в себя прогноз продаж и прибыли, затраты на организацию сбыта товара и накладные расходы, а также смету требуемых капиталовложений. Обычно стандартный бизнес-план требует некоторой доработки, так как условия заметно различаются от города к городу и от точки к точке.

Выбор и ремонт помещения

Прежде чем арендовать и ремонтировать помещение, а также нанимать людей, узнайте требования, предъявляемые продавцом к франчайзи: многие компании строго оговаривают площадь и расположение торговой точки, дизайн помещения, состав персонала и другие моменты. Некоторые франчайзеры готовы оказать помощь по выбору помещения и переговорам с арендодателем, они также могут предоставить дизайн-проект. Самые серьезные компании организуют обучение персонала, предлагают услуги мерчендайзеров и даже организацию торжественного открытия точки.

Плановое взаимодействие с франчайзером

После открытия предприятия отношения франчайзера и франчайзи не ограничиваются лишь регулярными выплатами роялти: компания-продавец активно участвует в жизни и развитии нового предприятия. Франчайзер обеспечивает маркетинговую поддержку, при необходимости организует обучение нового персонала и повышение его квалификации, занимается разработкой акций, стимулирующих продажи (распродажи, спецпредложения). Розничные точки получают консультации байеров для закупок именно тех товаров, которые будут пользоваться спросом. И, разумеется, франчайзи ждет регулярное сотрудничество с франчайзером в области закупок и доставки товара.


Окупаемость франшизы зависит от многих факторов, однако обычно ее срок меньше, чем время до получения устойчивой прибыли компанией, созданной с нуля. По данным экономистов, в среднем срок окупаемости готового бизнеса составляет от двух до семи лет. Да и прибыль предприятия, работающего по франшизе, стабильнее, так как франчайзи в некоторой мере застрахован от тех сложностей, которые ожидают каждого начинающего бизнесмена.

Франшиза для профессионалов строительной отрасли

Один из признаков надежности партнера-франчайзера — его долгая и успешная жизнь на рынке. Рассказывает руководитель направления франчайзинга и развития центров продаж компании «Седрус» Василий Асташкин:

«Наша компания имеет 20-летний опыт в области производства строительных материалов и работы в сфере строительства. Сегодня мы занимаем лидирующие позиции на отечественном рынке стройматериалов и готовы передавать свой опыт нашим партнерам в рамках франшизы.

Компания «Седрус» создала свою схему сотрудничества с франчайзи и предоставляет компаниям уникальные условия: партнер не должен выплачивать нам роялти и паушальный взнос. Наша бизнес-модель построена на использовании центра профессиональных строителей CEDRUS.market. В одном проекте мы смогли объединить интернет-магазин, розничный шоу-рум, колеровочный центр и склад, где всегда есть продукция всех брендов компании «Седрус» и необходимые сопутствующие товары.

Своих партнеров мы обучаем реализации готовых строительных решений. У нас восемь основных направлений готовых решений: решения по плиточной облицовке, для мощения, устройства пола, отделки стен, кладки, а также фасадные, печные и промышленные решения.

Стартовый пакет по франшизе включает в себя узнаваемый фирменный стиль, готовый интернет-магазин, стенды с образцами материалов и решений и колеровочную станцию. Мы передаем франчайзи обкатанную схему бизнеса с поэтапным бизнес-планом, технологией работы, корпоративным обучением команды, прямой компенсацией рекламы. Наш партнер получает прямой контракт с заводом и выгодные закупочные цены.

Цель компании «Седрус» — завести как минимум одного партнера в каждом российском городе с населением больше четверти миллиона».

P. S. География продаж компании «Седрус» охватывает свыше 60 российских регионов, торговые марки компании представлены и в странах ближнего зарубежья.