Популярные франшизы известных брендов: самые-самые предложения

Самые известные и самые популярные франшизы, а также некоторые курьезные и исторические факты из мира франчайзинга. Всё это — в нашем специальном материале, посвященном титанам мира бизнеса, к успеху которых при желании может прикоснуться каждый.

Именно франчайзинг обеспечил компании McDonald’s успех и позволил занять лидирующие позиции в мировом бизнесе. В США порядка 80% ресторанов этой сети работают по франшизе, а в Европе — около 50%[1]Sostav.ru. Бизнес-модель McDonald’s довела франчайзи. 2015. URL:https://www.sostav.ru/. В России первый McDonald’s появился в Москве у станции метро «Пушкинская» в «дефицитном» 1990 году. Открытие ресторана запомнилось жителям столицы километровыми очередями за «американской мечтой»[2]Википедия. McDonald’s в России. URL:https://ru.wikipedia.org/. Кстати, «пушкинский» общепит этой сети до сих пор считается одним из самых посещаемых в мире[3]Официальный сайт McDonald's. Исследование «Оценка социально-экономического вклада Макдональдс в России». 2014–2019 гг. URL:https://mcdonalds.ru/.

По некоторым данным, именно в России потребляют больше всего гамбургеров и чизбургеров «дядюшки Макдональда», а само заведение только у нас именуют рестораном. Возможно, именно этот факт делает самую известную в мире франшизу еще и самой недоступной в нашей стране. В настоящее время более 90% предприятий компании управляются франчайзи. Сеть предпочитает предоставлять франшизу не на одно предприятие, а на несколько регионов. В России точками McDonald’s управляют три партнера[4]Официальный сайт McDonald's. Франчайзинг. URL:https://mcdonalds.ru/. Согласно информации из открытых источников начальный капитал для открытия точки сети должен составлять не менее 500 000 долларов (более 37 млн рублей), а роялти — от 8,5%[5]Businessmens.ru. Франшиза Макдональдьс — ресторан быстрого питания. URL:https://businessmens.ru/. Может быть, в будущем, когда спрос на бургеры будет ниже и на рынке появится новая звезда франшизы, простые бизнесмены также смогут открыть свой «ресторанчик» под звучным названием McDonald’s.

Преимущества и недостатки франшизы

Самые-самые…

Предложений по продаже франшиз много, но выделяются и запоминаются обычно самые-самые: самая первая, самая дорогая, самая крупная франшиза в мире. Расскажем о них.

Самая первая франшиза в мире

Родоначальником современной системы франчайзинга стал основатель всемирно известной Singer Sewing machine company Иссак Зингер[6]Википедия. Франчайзинг. URL:https://ru.wikipedia.org/. Именно он в 1851 году заключил с дистрибьюторами своей продукции первый в мире письменный договор о передаче права на продажу и ремонт швейных машинок Singer на определенной территории США, то есть, согласно современной терминологии, заключил договор франшизы.

Самая дорогая франшиза в мире

В далеком 1952 году в штате Теннеси господин Кеммонс Вилсон основал компанию Holiday Inn, которая впоследствии стала первой гостиничной компанией, продающей франшизу. Сегодня этот бренд входит в состав одной из крупнейших в мире сетей гостиничного бизнеса, «управляет» более чем 5300 отелями в 100 странах мира и объединяет 14 знаменитых торговых марок, среди которых Holiday Inn Club Vacations, Holiday Inn Resort, Holiday Inn Express, Staybridge Suites и другие[7]Википедия. InterContinental Hotels Group. URL:https://ru.wikipedia.org/. Минимальные первоначальные инвестиции при покупке франшизы этого бренда оцениваются на уровне 7,5 млн долларов (более 566 млн рублей), паушальный взнос равен 50 000 долларов (более 3,7 млн рублей), роялти — 5–6%[8]Topfranchise.com. Франшиза Holiday Inn на продажу — отели и курорты. URL:https://topfranchise.com/.

Самая крупная франшиза в мире

В 1965 году американец Фред Де Люка открыл небольшое кафе, которое спустя годы превратилось в известный бренд Subway. И снова успеху способствовала франшиза, которую владелец начал предоставлять своим дистрибьюторам с 1974 года. По данным компании, сеть Subway насчитывает свыше 44 000 ресторанов быстрого обслуживания по всему миру. Российская сеть занимает третье место по числу точек в Европе и включает 599 ресторанов в 125 городах. В общей сложности в нашей стране у компании 263 франчайзи[9]Официальный сайт Subway. История. URL:https://subway.ru/. Сумма инвестиций оценивается в 4–6 млн рублей, роялти — 8%. Срок окупаемости точки составляет от двух лет[10]Franshiza.ru. Каталог франшиз: Subway. URL:https://franshiza.ru/.

Самые популярные франшизы

В России сегодня порядка 2780 франшиз. За первую половину 2021 года рынок отечественного франчайзинга по числу предложений вырос на 7%, причем больше всего франчайзи сосредоточены в регионах[11]Franshiza.ru. Российский франчайзинг 2021 — статистика рынка. 2021. URL:https://franshiza.ru/. После пандемии специалисты отмечают повышение популярности франшиз магазинов-дискаунтеров, медицинских центров, аптек, маркетплейсов, служб доставки, а также компаний, работающих в сфере услуг и IT. Назовем несколько брендов, представленных в этих сегментах.

Структура российского франчайзинга в 2021 году

Структура российского франчайзинга в 2021 году.[12]Franshiza.ru. Российский франчайзинг 2021 — статистика рынка. 2021. URL: https://franshiza.ru/

Франшизы в сфере медицинских услуг

Один из лидеров по части развития сети в этой сфере — компания «Хеликс». Основанная в 1998 году лабораторная служба сегодня имеет более 450 диагностических центров и лабораторных пунктов в 130 городах России[13]Официальный сайт Helix. История. URL:https://fr.helix.ru/. Условия продажи прав варьируются в зависимости от численности населения в регионе. Для открытия такой точки в Москве требуются вложения от 2,8 млн рублей, паушальный взнос составляет 180 000 рублей. Размер роялти — 2%, на первые три месяца работы новой лаборатории предусмотрен льготный период без выплаты роялти[14]Портал о франчайзинге и партнерском бизнесе Buybrand.ru. Лабораторная служба Хеликс. URL:https://buybrand.ru/.

Франшизы служб доставки

Услуги служб доставки стали особенно востребованы во время локдауна: в 2020 году их число увеличилось минимум на 10%[15]Topfranchise.ru. Франшиза «СДЭК» — служба доставки. URL:https://topfranchise.ru/. Компания «СДЭК», работающая на российском рынке в сфере курьерских услуг и логистики с 2000 года, начала развитие франчайзинговой сети в 2009 году. На данный момент офисы СДЭК существуют в 14 странах мира. Минимальная стоимость франшизы компании — около 350 000 рублей, паушальный взнос составляет от 50 000 до 200 000 рублей. Роялти новые партнеры начинают выплачивать через полгода после заключения договора[16]Официальный сайт СДЭК. Бизнес по франшизе СДЭК. URL:https://www.cdek.ru/.

Франшизы маркетплейсов

Онлайн-площадки, выполняющие роль посредника между продавцами и покупателями, стали особенно популярны в последние несколько лет. Несмотря на появление конкурентов, крупнейшим маркетплейсом в мире остается Amazon[17]Web Retailer. The World’s Top Online Marketplaces 2021. URL:https://www.webretailer.com/. Компания была основана в 1994 году и сейчас имеет более 10 филиалов в разных странах мира[18]Википедия. Amazon. URL:https://ru.wikipedia.org/. В России самой крупной площадкой является Wildberries. Стартовые инвестиции при покупке франшизы компании составляют от 200 000 до 2 млн рублей плюс паушальный взнос[19]Franchiser.ru. Франшиза Wildberries в России — купить франшизу пункта выдачи Вайлдберриз. 2021. URL:https://franchiser.ru/.

Франшизы дискаунтеров

Первые магазины, предлагающие товары по низким ценам, появились в Германии в 1950-х годах[20]Википедия. Дискаунтер (магазин). URL:https://ru.wikipedia.org/. Есть такая тенденция: в периоды экономического кризиса дискаунтеры пользуются повышенным спросом. Подобная картина наблюдается и сейчас: эксперты отмечают стабильный рост числа дискаунтеров. Так, на конец 2020 года количество сетевых торговых точек составило около 140 000[21]Коммерсантъ. Есть стало жестче, есть стало дешевей. 2020. URL:https://www.kommersant.ru/. Аналитики прогнозируют в ближайшие несколько лет рост доли дискаунтеров до 15–17% рынка сетевой продовольственной розницы[22]Ритейлеру и поставщику Retail.ru. Бум дискаунтеров: к 2024 г. их доля приблизится к 16% рынка FMCG-ритейла. URL:https://www.retail.ru/. Один из примеров магазинов такого формата в России — FIX Price. Общие инвестиции для франчайзи компании оцениваются на уровне 3 млн рублей, паушальный взнос отсутствует, размер роялти составляет 3% в месяц[23]Businessmens.ru. Франшиза FIX Price — магазин фиксированных цен. 2020. URL:https://businessmens.ru/.

Франшизы IT-сферы

Один из популярных у франчайзи форматов в сфере IT — digital-агентства, которые профессионально занимаются продвижением в социальных сетях Instagram, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники» и TikTok. Агентства оказывают услуги по созданию корпоративных сайтов, интернет-магазинов, посадочных страниц (landing page), занимаются разработкой логотипов и настройкой рекламы. Средняя стоимость франшизы подобных агентств начинается от 150 000 рублей, включая паушальный взнос, роялти — порядка 8–10%[24]БИБОСС. Каталог: франшизы рекламного IT-бизнеса. URL:https://www.beboss.ru/. Некоторые компании предоставляют новому партнеру льготный период на первые три месяцы работы.

Покупая франшизу, партнер получает право работать под именитой торговой маркой, знакомой многим. А возможность запустить бизнес по готовой схеме и пошаговым инструкциям минимизирует риски. При открытии компании с нуля со всеми бизнес-вопросами приходится разбираться самостоятельно.

Франшиза для профессионалов строительной отрасли

Строительство не самая популярная сфера бизнеса у франчайзи. Однако в последние пару лет франшизы подобных компаний стали более востребованными. Об особенностях работы с партнерами в этой сфере рассказал Василий Асташкин, руководитель направления франчайзинга и развития центров продаж компании «Седрус»:

«Вот уже 20 лет мы занимаемся производством стройматериалов и разрабатываем решения в области строительства. Сегодня компания «Седрус» может предложить своим партнерам эксклюзивную модель бизнеса. В стартовый пакет нашей франшизы входят:

  • готовый интернет-магазин;
  • колеровочная станция;
  • стенды с образцами материалов и готовых решений.

Немалым преимуществом данной франшизы является отсутствие паушального взноса и роялти. Но это не главное. Важнее то, что подобная бизнес-модель позволяет партнерам расширить каналы продаж и ассортимент, получить прямой контракт с заводом и выгодные закупочные цены. В свою очередь, целью компании «Седрус» является наличие как минимум одного партнера в каждом российском городе с населением больше четверти миллиона».

P. S. География продаж компании «Седрус» охватывает свыше 60 российских регионов, торговые марки компании представлены и в странах ближнего зарубежья.

* Материал не является публичной офертой. Информация о ценах приведена для ознакомления.

** Эквивалент в рублях приведен по курсу ЦБ РФ на 29 ноября 2021 года.