Франшизы 2021 года: обзор предложений известных компаний

После 2020 года с его кризисами и локдаунами франчайзинг продолжил набирать обороты. Такая тенденция позволяет предположить, что эта форма бизнеса в ближайшие годы может обогнать обычные стартапы. В 2021 году малый и средний бизнес отдавал предпочтение франшизам с отточенной бизнес-моделью и прогнозируемым результатом. Расскажем о некоторых предложениях по франшизам известных игроков, а также о новых компаниях, недавно появившихся на рынке.

Экономисты видят основную причину роста рынка франшиз в том, что в условиях нестабильной экономической ситуации люди не рискуют начинать бизнес с нуля и все чаще обращают взгляд в сторону чужого опыта. Тем более что бренды, которые развиваются по франчайзинговой модели, демонстрируют более высокие результаты, чем компании, работающие самостоятельно.

Тенденции рынка франчайзинга в 2021 году

В 2020 году многим компаниям пришлось свернуть франчайзинговые программы — за время пандемии рынок потерял точки порядка 19% точек. Особенно пострадали франчайзи, работаюшие в области фитнеса, розничной продажи и дорогих ресторанов. Постепенно ситуация выровнялась: по данным на вторую половину 2021 года в России успешно работают 2780 франшиз — отечественный рынок франчайзинга к осени вырос на 7% [1] Franshiza.ru. URL: https://franshiza.ru/ . В 2021 году прослеживаются тенденции предыдущих лет, но с поправкой на пережитый кризис в период пандемии.

В цифрах

В России число людей, работающих в компаниях-франчайзи, составляет около 1,6 млн человек [2] Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/ .

  1. Интерес к франшизам проявляют представители малого и среднего бизнеса. Небольшие компании активнее обращаются к франчайзинговой модели. Чаще всего им выгоднее, проще и удобнее приобрести франшизу, чем создавать и «раскручивать» новый бизнес. Кроме того, к таким предпринимателям более лояльно относятся кредиторы: нередко именно известность бренда франчайзера играет определяющую роль в одобрении кредита.
  2. Популярность недорогих франшиз. Все больше предпринимателей в возрасте до 30 лет, имеющих стартовый капитал до 1-2 млн рублей, «встраиваются» в систему франчайзинга. В 2020-2021 году лидерами стали франшизы со входом от 200 000 до 2 млн рублей.
  3. Более гибкие условия со стороны компаний-франчайзеров. В частности, появились форматы франшиз, при которых управлением занимается франчайзер при вложениях средств со стороны нового партнера.
  4. Увеличение числа региональных проектов и снижение доли международных партнерств. Сегодня доля международных проектов на франчайзинговом рынке составляет 14%. Большинство открываемых компаний сместилось в регионы — сегодня там почти ¾ франчайзи [3] Franshiza.ru. URL: https://franshiza.ru/ .
  5. Сокращение ассортимента франшиз. В лидерах сфера услуг, маркетплейсы, сфера здоровья и диагностики, службы доставки, дискаунтеры и IT. Эта тенденция, по мнению аналитиков, временная [4] Деловой мир. URL: https://delovoymir.biz/ .
  6. Массовый переход в онлайн и отказ от офлайн-форматов. В частности, наблюдается появление все большего числа партнеров, занимающихся IT-продуктами и решениями. Активно развивают франчайзинг киберспортивные клубы.
  7. Рост качества франшиз. Пандемия 2020 года стала проверкой для многих бизнесов. Выжили и активно развиваются те компании, которые смогли адаптироваться к новым условиям и проявили лояльность и поддержку к своим франчайзи в период кризиса.
Количество франшиз в России

Источник: Fransiza.ru

Востребованные сферы

Если говорить о конкретных сферах, интересных рынку франчайзинга, то в структуре предложений на рынке франшиз почти половина приходится на сферу услуг (48%), четверть — на торговлю, в основном непродовольственную (17%), сфера общепита составляет 22%, причем доли двух последних сегментов в 2020 году сократились [5] РБК. URL: https://plus.rbc.ru/ . Сфера производства и строительства составляет 4% — показатель небольшой, но и сфера не самая простая; по сравнению с предыдущими годами наблюдается незначительный рост интереса к этой отрасли. Лидерами по количеству открытия точек по всей России стали маркетплейсы и службы доставки, что объясняется невысокой стоимостью входа в бизнес.

Какие еще закономерности прослеживаются на рынке франшиз?

  • С 2020 года в тренде медицинская тема: аптеки и диагностические центры пользуются популярностью и предлагают выгодные и интересные условия для новых партнеров.
  • Изменилась структура общепита. Поднялись и удерживают свои позиции точки, которые специализируются на доставке еды либо практикующие формат заказов «на вынос».
  • Популярны партнерские отношения с дискаунтерами и магазинами товаров повседневного спроса: открываются новые точки FixPrice, «Доброцен».
  • Развиваются франшизы на оказание разноплановых услуг населению и бизнесу. Особое место среди них занимают образовательные франшизы с разным уровнем инвестирования и сроком окупаемости.

Предложения известных компаний

Самостоятельно определить перспективы предлагаемых франшиз достаточно сложно, поэтому существуют различные рейтинги, которые могут служить ориентиром при определении надежности франчайзера. Приведем несколько примеров франшиз, которые имеют стабильный рост, положительный темп открытий (и низкий — закрытий), а также хорошие показатели окупаемости.

Фирма «1С»

Франшиза аутсорсинга бухгалтерских услуг занимает первое место в топ-10 франшиз по версии РБК [6] РБК. Рейтинг самых популярных франшиз в России. 2021. URL: https://www.rbc.ru/ . За все время компания заключила 10 393 контракта. За 2020 год были заключены 758 контрактов, из которых только 6,8% были расторгнуты по разным причинам. В рамках франчайзингового договора компания предоставляет сервисы и технологии для бухгалтерского аутсорсинга, бренд и маркетинговую поддержку, обучение, прогнозный бизнес-план, IT-платформу для комплексной автоматизации бухгалтерского бизнеса. Причины популярности данной франшизы: быстрый запуск бизнеса с нуля при инвестициях на старте от 560 000 рублей и срок окупаемости 18-36 месяцев [7] Каталог франшиз Topfranchise. URL: https://topfranchise.ru/ .

«Лаборатория Гемотест»

Франшиза компании входит в рейтинг самых выгодных франшиз по версии Forbes [8] Forbes. 30 самых выгодных франшиз — 2021. Рейтинг Forbes. URL: https://www.forbes.ru/ . Компания имеет развитую сеть лабораторий по всей стране. За все время работы франчайзера заключены 773 контракта, за 2020 год в российских городах открыты 92 отделения. Расторгнутых договоров за это время зарегистрировано только 5% [9] Каталог франшиз Topfranchise. https://topfranchise.ru/ .

Это медицинская франшиза со сроком окупаемости от девяти месяцев при стартовых инвестициях порядка 1,5–2 млн рублей. В стоимость франшизы входит использование бренда, разработка экспликации помещения, обучение сотрудников лабораторного отделения, подключение к IT-сервисам [10] Каталог франшиз Topfranchise. https://topfranchise.ru/ .

«СДЭК»

Курьерская компания развивает свою франчайзинговую сеть с 2009 года. В 2020-2021 годах наблюдался активный скачок в росте сети франчайзи — партнеров компании. Предприятие входит в топ-500 франшиз 2021 года по версии «Бизнесменс.ру», так как пользуется спросом и активно растет [11] Бизнесменс.ру. 500 лучших франшиз 2021. URL: https://businessmens.ru/ .

Для открытия представительства службы доставки «СДЭК» требуются инвестиции от 450 000 до 1 млн рублей, паушальный взнос составляет 100 000–200 000 рублей в зависимости от количества населения в регионе франчайзи. Роялти в размере 10% франчайзи начинает платить после полугода работы [12] CDEK. URL: https://franchise.cdek.ru/ . Выход на безубыточность предполагается с третьего месяца сотрудничества.

Критерии выбора франшизы

Новые предложения по франшизам

На российском рынке в различных сферах бизнеса регулярно появляются и новые франшизы. В текущем году по франшизе планировали начать работать более 400 новичков, однако запустили проект менее половины. Расскажем о некоторых из них.

«Седрус»

Рынок франшиз в сфере строительства и производства растет не слишком быстро. Это объясняется довольно длительным сроком окупаемости бизнеса. Напомним, что на сегодня доля строительного и производственного сектора в структуре российского франчайзинга составляет 4% — некоторый рост, наметившийся по сравнению с предыдущим периодом, может стать предвестником медленного, но уверенного увеличения спроса. Производители выходят на рынок франшиз с современными технологичными решениями. Компания «Седрус», имеющая 20-летний опыт работы в сфере строительства и производства материалов, предлагает партнерство по собственной схеме — бизнес-модели Центра профессиональных решений для фасадов CEDRUS.market. В рамках сотрудничества компания, помимо узнаваемого фирменного стиля, технологии работы, прямого контракта с заводом и схемы ведения бизнеса, передает франчайзи готовый интернет-магазин, стенды с образцами материалов и решений и колеровочную станцию. Плюсом для начинающих партнеров является отсутствие паушального взноса и роялти. География продаж компании охватывает более 60 российских регионов.

«Разноцветные цыплята»

«Разноцветные цыплята» — франшиза сети логопедических центров. Компания, специализирующаяся на развитии речевых навыков детей, существует с 2015 года. Плюсом работы в этой сфере является малая конкуренция на фоне растущего числа детей, нуждающихся в помощи логопеда. Согласно прогнозам, в таких благоприятных условиях можно зарабатывать до 350 000 рублей в месяц. Важный момент — для этого нужно грамотно организовать работу.

Общие инвестиции в открытие проекта по франшизе на старте — 890 000 рублей. Новый партнер, помимо брендбука и права пользования товарным знаком, получает инструкции и регламенты, шаблоны и примеры документации, страницу на сайте компании, помощь в ведении бизнеса [13] Бизнесменс.ру. URL: https://businessmens.ru/ .

Rubas Asic Repair

Новинка 2021 года — франшиза ремонта и продажи оборудования для майнинга (заработок криптовалюты). Благоприятным условием для создания такого бизнеса является слабая конкуренция на рынке — пока спрос превышает предложение. При этом франчайзер не требует, чтобы будущие партнеры разбирались в майнинге и оборудовании — партнеры и сотрудники новых компаний проходят очное обучение на базе головного офиса в Казани, где с нуля получают необходимые навыки, в том числе ремонта.

Общие инвестиции в открытие франшизы составляют 1,5 млн рублей. Из них 700 000 рублей — паушальный взнос, 126 000 рублей — обучение и 659 100 рублей — вложения в бизнес [14] Бизнесменс.ру. URL: https://businessmens.ru/ .

Clean Clinic

Франшиза детокс-клиники — это инновационное направление деятельности в России, которое только набирает обороты. Рентабельность открытия клиники по франшизе оценивается на уровне 40%. Стартовые инвестиции не слишком скромные — 3 млн рублей. За эти деньги франчайзи получает полное сопровождение на всех этапах развития бизнеса: обучение владельца и сотрудников, помощь в получении лицензий, пошаговые инструкции и персонального куратора. Сеть детокс-клиник Clean Clinic создана энтузиастами современных технологий продления жизни и биохакинга (усовершенствование организма с помощью современных технологий). После 2020 года одной из самых популярных услуг в клинике стало восстановление организма после COVID-19 и других инфекционных заболеваний. Это и стало для компании причиной создания франшизы [15] Бизнесменс.ру. URL: https://businessmens.ru/ .


Ближайшие перспективы развития франчайзинга оцениваются экспертами оптимистично. Аналитики прогнозируют в будущем новую волну стремительного роста и развития франчайзинга [16] Деловой мир. URL: https://delovoymir.biz/ .