Как принять участие в электронных торгах: расширяем горизонты бизнеса

В XXI веке борьба за клиента ведется на полях электронного пространства, и этим уже никого не удивишь. Любой российский предприниматель в настоящее время может принять участие в торгах на электронной площадке и получить солидный заказ. Однако возможность эта появилась сравнительно недавно, и новые инструменты ведения бизнеса успели «отработать» не все.

Освоить процедуру участия в электронных торгах несложно. Не спеша ознакомившись с основными терминами и принципами, изучив законодательство, обратившись за помощью к профессиональным консультантам в этой сфере, можно стать не просто одним из новых участников торгов, но и их победителем.


Формы электронных торгов

Сфера электронных торгов на государственном уровне регулируется Федеральными законами от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, но сам термин законодательно не закреплен. Далее мы будем под ним понимать проводимую в электронной форме процедуру выбора поставщиков. Данная процедура может быть реализована следующим образом:

  • Конкурс в электронной форме . Проводится заказчиком или его уполномоченным лицом (организацией). Требования к предмету закупки и поставщикам излагаются в конкурсной документации. Там же содержится информация о критериях выбора победителя и процедуре конкурса. Согласно установленным правилам участниками оформляются заявки на участие. Конкурс признается несостоявшимся при наличии только одной заявки. Если информация о конкурсе была опубликована на сайте заказчика, в СМИ, в специализированных изданиях, он называется открытым. В закрытых конкурсах можно принять участие только по приглашению заказчика. Конкурсы организуются для закупок товаров и услуг по индивидуальным требованиям заказчика. Конкурс проводят в случаях, когда цена не является единственным критерием выбора победителя. Минимальный срок приема заявок — 20 дней с момента открытия конкурса.
  • Запрос предложений в электронной форме . К конкретному поставщику (одному или нескольким) заказчик может обратиться путем запроса коммерческого предложения. Это целесообразно при незначительных суммах закупок. В таких случаях расходы заказчика на проведение конкурсов и аукционов могут оказаться значительно выше, чем цена приобретаемой продукции, и удобнее вести переговоры напрямую.
  • Запрос котировок в электронной форме . Используется при закупке больших партий стандартных товаров, например металлических кронштейнов заданного размера. В этом случае в открытом доступе публикуется запрос котировок, и любой желающий может прислать заказчику свое ценовое предложение в течение заданного срока. Здесь не требуется создания конкурсной документации, требования к товару всем понятны, как правило, они прописаны в ГОСТах и в другой нормативно-технической документации.
  • Электронный аукцион (термин закреплен законодательно) . Проводится на электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Порядок проведения электронных аукционов прописан в статьях 59–71 параграфа 2 главы 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Вся информация об аукционе и его результатах размещается в открытом доступе непосредственно на электронных площадках. По сравнению с конкурсом в электронной форме, аукцион предполагает меньшее количество документации и более жесткие процедуры, регламентированные законодательством. Отличие закрытых аукционов от открытых состоит в том, что участники закупки не знают заявок других участников. В открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам. Критерием выбора в электронном аукционе является только цена контракта.

Участие в электронных торгах состоит из нескольких стандартных этапов, в случае электронных конкурсов и аукционов процедура является более длительной и формализованной.

Этапы электронных конкурсов и аукционов

Итак, что собой представляет организация электронных торгов и как в них участвовать?

  1. Оповещение заинтересованных организаций о проведении конкурса или аукциона, предоставление необходимой конкурсной документации.
  2. Прием заявок. Заявка на участие состоит из двух частей. Первую часть с формальными данными о компании и денежном обеспечении заявки рассматривает оператор электронной площадки (в течение 5-ти дней) и заказчик. По результатам принимается решение о допуске организации к участию в конкурсе/аукционе. Вторая часть заявки, содержащая коммерческое предложение, рассматривается уже конкурсной комиссией заказчика.
  3. Рассмотрение допущенных к конкурсу/аукциону заявок. Так как электронная площадка уже проверила соответствие участника требованиям торгов и правильность заполнения заявки, заказчику остается только сопоставить цены и качественные характеристики предлагаемых товаров или услуг.
  4. Выбор победителя. Комиссией заказчика составляется тендерная таблица, в которую в порядке убывания цены или иных критериев заносятся данные об участниках. Первым в перечне значится победитель, ему высылается уведомление о победе и проект контракта, заверенный электронной подписью заказчика. Если по каким-либо причинам победитель отказывается от подписания контракта, предварительно внесенная победителем сумма на обеспечение контракта удерживается в пользу заказчика, а предложение о подписании контракта направляется следующему в таблице участнику. Последний может отказаться от подписания контракта уже без каких-либо санкций.

Во избежание срыва сроков заключения контракта участники тщательно проверяются электронной площадкой. Кроме того, существует такая мера воздействия, как занесение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Условия участия в электронных торгах

К электронным торгам допускаются предприятия, готовые предъявить следующие документы:

  • Сертификат электронной цифровой подписи.
  • Документ, подтверждающий права владельца сертификата.
  • Юридически заверенная выписка из ЕГРЮЛ.
  • Уставные документы компании-участника.

Эти документы потребуются при заполнении анкеты для аккредитации на электронной торговой площадке. Также подается заявление об открытии счета, куда организация будет перечислять обеспечение заявок на участие в электронных торгах. Без денежного обеспечения заявки отклоняются автоматически. Также не допускаются к участию в электронных торгах организации, значащиеся в РНП. Обратите внимание, что аккредитация на электронных площадках действует 3 года, а сертификат электронной подписи следует обновлять 1 раз в год.

Выбираем площадку

Стать участником электронных торгов можно, используя следующие площадки:

  • Коммерческие . Бывают специализированными и многопрофильными. Зарегистрировавшись на коммерческой электронной торговой площадке, ваша компания может как предлагать собственные товары и услуги, так и искать подрядчиков. Всего в России более 240 таких площадок, наиболее популярны «ЭТП «Газпромбанка», «Фабрикант», B2B-Center . Изначально у коммерческих площадок было значительно меньше требований к участникам торгов, многие не запрашивали ни аккредитации, ни сертифицированной электронной подписи. Однако это снижало безопасность сделок. В результате наиболее конкурентоспособными оказались коммерческие площадки с более жесткими условиями. Коммерческие площадки выбирают те, кто по каким-либо причинам не стремится получить госзаказ и предпочитает менее формализованную работу по контракту.
  • Государственные . Их всего пять: «Сбербанк-АСТ» (Электронная площадка Сберегательного банка Российской Федерации), «ЭТП «ММВБ», «РТС-тендер», ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», АО «Единая Электронная Торговая Площадка».
  • Для реализации имущества . Обанкротившиеся компании могут продать свое имущество на электронных торгах. Основные площадки — «Сбербанк-АСТ», «Российский аукционный дом», uTender , «СЭлТ».

Алгоритм участия в электронных торгах

Чтобы стать участником торгов, необходимо предпринять следующую последовательность действий:

  1. Получение электронной цифровой подписи (ЭЦП) согласно Регламенту, опубликованному на сайте электронной торговой площадки. Получив ЭЦП, необходимо пройти авторизацию на площадке.
  2. Аккредитация участника . Заполните форму заявления на аккредитацию, отсканируйте подготовленные для аккредитации документы, прикрепите скан-копии к заявлению, заверьте его электронной подписью и отправьте в адрес оператора электронной площадки.
  3. Получение уведомления об аккредитации или об отказе . На это отводится 5 рабочих дней.
  4. Для аккредитованных пользователей — подача заявки на участие в аукционе . Заявка в двух частях, оформленная по регламенту площадки, направляется оператору в форме двух отдельных электронных документов.
Кстати!
Вы можете подать запрос на разъяснение положений документации об аукционе, но только до окончания срока подачи заявок. Также до этого срока вы можете отозвать свою заявку, направив оператору торговой площадки соответствующее уведомление.

  1. По результатам рассмотрения первых частей заявок вы получите допуск к участию в электронном аукционе или отказ в допуске .
  2. Участие в аукционе согласно соответствующему регламенту электронной площадки.
  3. Получение протокола о результатах проведения торгов.
  4. Если вы признаны победителем, вам останется перейти к процедуре подписания контракта через систему электронного документооборота оператора с использованием ЭЦП. Контракт может быть подписан в течение определенного срока (не менее 10-ти календарных дней).

Имейте в виду, что каждая электронная торговая площадка имеет свои нюансы работы. Кроме того, возможны неожиданные изменения в законодательстве. Поэтому тщательно изучайте регламенты и сверяйтесь с новостями выбранной вами площадки.

Участие в тендере на электронной площадке «Сбербанк-АСТ»: учимся на примерах

Солидные ЭТП, как правило, размещают на своих сайтах инструкции для участия в электронных торгах. Так, на электронной площадке «Сбербанк-АСТ» доступны рекомендуемые требования к рабочему месту, настройкам программного обеспечения компьютера, инструкция по информационной безопасности, инструкция процедуры — от получения аккредитации до заключения контракта. Действия участников закупки по подготовке пакета документов в электронном виде также подробно изложены в инструкции. Для более эффективной работы с сайтом есть ряд обучающих видеороликов, предназначенных участникам и организаторам закупок. Вот несколько тонкостей, на которые следует обратить внимание:

  • Рассмотрение заявления на аккредитацию начинается только после подтверждения участником закупки адреса электронной почты. Подтверждение можно выслать в течение 30-ти дней после запроса с ЭТП.
  • Размер обеспечения заявки на участие в тендере устанавливается заказчиком в пределах от 0,5% до 5% от начальной максимальной цены контракта. Пользователи рекомендуют быть внимательными с «бегунком» на сайте, чтобы вместо 0,5% не отправить случайно 5%. Разница порой составляет сотни тысяч рублей. Хотя остаток можно вернуть на расчетный счет, указанный в карточке организации, подобные ошибки могут доставить ряд неудобств.
  • Если во вкладке «Аукционы» вы выбрали аукцион, который уже идет в настоящее время, вы попадете в торговый зал. Если время аукциона еще не наступило, вы увидите только время его начала.
  • Если заявка на участие в электронных торгах на площадке Сбербанка подана правильно, в Личном кабинете участника должны появиться следующие отметки. Раздел «Исходящие документы» — информация о том, что заявка была подана, с указанием времени. «Входящие документы» — уведомление о поступлении заявки под присвоенным номером в обработку. «Выписка по лицевому счету» — уведомление о блокировании денежных средств в размере обеспечения. «Аукционы» — заявке присвоен статус «Заявка на рассмотрении».

На изучение всех деталей работы с электронными торговыми площадками требуется большое количество времени. Если у вашей компании есть возможность выделить для этого сотрудника или создать тендерный отдел, работа пойдет быстрее. При отсутствии такой возможности можно прибегнуть к помощи посредников, которые быстро и уверенно оформят для вас все необходимые документы.