Какую франшизу лучше купить для бизнеса в России?

Франчайзинг как сфера развития бизнеса присутствует в России уже почти 30 лет. В 1992 году в гостинице «Россия» было открыто первое кафе по франшизе компании Baskin Robbins. Что изменилось с тех пор?

Перед начинающим бизнесменом, планирующим свой стартап, сегодня почти всегда встает вопрос: как работать — с франшизой или без? И в случае, если эта дилемма решается в пользу франшизы, возникает вопрос номер два: какая франшиза лучшая?

Из истории франчайзинга

Изначально понятие «franchise» обозначало некие преференции для предпринимателей на ведение определенного вида бизнеса: проведение ярмарок, виноделие, охоту и прочее. В средние века обладателями таких прав являлись французские короли, которые перепродавали их (права) соответствующим просителям. Первым современным вариантом франчайзинга можно назвать предоставление пивоварами Германии лицензий тавернам на право эксклюзивно продавать пиво и использовать имя пивоварни в названии питейного заведения (середина XIX века).

Началом новой истории франчайзинга стало завершение Второй мировой войны, рост экономики и потребительский бум в США и позднее в Европе. Идея «выстрелила» в создание американской корпорации McDonald's и заключалась в продаже «формата бизнеса». Рэй Крок, автор данной франшизы, — создатель не столько сети фастфуда, сколько концепции «как продавать фастфуд». Франшиза McDonald's и сегодня одна из самых популярных и дорогих в сфере фастфуда. Идея была быстро растиражирована и охватила все направления бизнеса.

Болезнь роста дала о себе знать в 60–70-х годах: хаотичные продажи франшиз завершились несколькими скандалами и банкротствами несостоятельных франчайзи. Идея франчайзинга была частично дискредитирована и затем компенсирована созданием международных и национальных ассоциаций франчайзинга, которые в настоящее время регламентируют франчайзинговые отношения в современной экономике. В настоящий момент франчайзинг — зрелая и состоявшаяся бизнес-технология.

Структура франчайзинга

Франчайзинг — возмездная передача лицензии на использование имени компании и технологий ведения бизнеса. Правообладателем выступает франчайзер, правоприобретателем — франчайзи.

На заметку

Договор франчайзинга должен быть заключен в письменном виде и зарегистрирован в Роспатенте (ст. 1028 ГК, п. 5.2 Положения, утвержденного постановлением правительства, от 16 июня 2004 г. № 299). Если одно из этих условий не соблюдено, соглашение считается ничтожным.

Виды франчайзинга по характеру деятельности

  • Товарный (торговый) франчайзинг — франшиза на право продавать определенный товар. Наиболее распространен в сфере розничной торговли. Франчайзи использует в названии торговой точки наименование производителя и обязуется продавать только продукцию франчайзера. Франшизы такого рода наполняют на 90% моллы по всему миру — в их числе Zara, H&M, Baldinini и прочие.
  • Производственный франчайзинг — право на производство товаров. Франчайзер продает товарный знак и бизнес-технологию, а также в некоторых случаях обеспечивает поставки сырья. Яркие примеры производственного франчайзинга: The Coca-Cola Company, PepsiCo, ХимRussia и другие.
  • Деловой франчайзинг — право на открытие бизнеса в структуре франчайзера. Франчайзи получает возможность использовать имя и технологии франчайзера, может обучать персонал при поддержке материнской компании и т. д. Данный вид наиболее распространен в сфере услуг, общепита, в гостиничном бизнесе и других секторах экономики: Hilton, Yves Rocher, «ИНВИТРО».

Виды франшиз

  • Прямая франшиза — непосредственная передача права от франчайзера к франчайзи. Удобна для регионального или национального франчайзера. В случае если речь идет о транснациональном франчайзинге, франчайзер предпочитает предлагать мастер-франшизу, если обсуждается первичное предложение на новом национальном рынке.
  • Мастер-франшиза — когда все эксклюзивные права по выдаче франшиз от правообладателя получает региональный франчайзи. Он регулирует выдачу франшиз на определенной территории и определяет бизнес-стратегию в соответствии с интересами франчайзера: закрывает выдачу франшиз при переизбытке предложения, отслеживает соответствие ведения бизнеса требованиям договора франчайзинга.
Виды франчайзинга по стратегии расширения

Достоинства и недостатки франчайзинга

Выживаемость одиночного малого и даже среднего бизнеса в России не слишком высока, что во многом обусловлено чрезмерным законодательным регулированием, самые популярные рынки товаров и услуг стабильны и заполнены. Затраты на раскрутку собственного стартапа могут быть сравнимы с покупкой франшизы, риски при этом несопоставимы, тем более в сегодняшних условиях экономики.

Так, по данным экспертов, в первые пять лет разоряются около 85% новых компаний, среди франчайзи этот показатель составляет 14–15%[1]Бударина Н. А., Криллова А. Н. Тенденции франчайзинга в современной России. International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 9-1 (48), 2020. URL:https://cyberleninka.ru/. Практика показывает, что наибольшую выживаемость во время экономических кризисов и периода пандемии показывают франчайзинговые проекты, особенно в сфере быстрого питания и — тенденция последних лет — в сфере услуг. Так, сети Subway, «Шоколадница», Papa John’s, Cofix, «Хеликс», «ФИТ Автосервис» и многие другие были не только стабильны, но и открывали новые предприятия.

Таблица. Преимущества и недостатки франчайзинга для компаний-участников.

Преимущества и недостатки

Для франчайзи

Для франчайзера

Преимущества

  • Защита от рисков начального этапа.
  • Оптимизация затрат на рекламу («раскрученный» бренд, собственные рекламные кампании франчайзера, фирменная упаковка, презентационные материалы).
  • Поддержка со стороны франчайзера (помощь в обучении персонала, поддержка при кредитовании и прочее).

  • Быстрое внедрение на новые рынки при минимальных вложениях.
  • Минимизация рисков (они ложатся франчайзи).
  • Экстенсивное развитие бренда, рост его узнаваемости.
  • Доходы от продажи франшизы, роялти.

Недостатки

  • Свобода и инициатива бизнеса ограничены условиями франшизы.
  • Затраты на покупку франшизы.
  • Зависимость от стабильности/нестабильности франчайзера.

  • Выделение франчайзинга (развитие, менеджмент, контроль франчайзи) в отдельное направление работы компании.
  • Потеря конфиденциальности, проблемы с сохранением коммерческой тайны.
  • Потребность в унификации программ учета, управления.
  • Затраты на обучение персонала франчайзи, контроль за исполнением условий франшизы.


Как франчайзи, так и франчайзер понимают, что наиболее перспективный бизнес — тот, который предлагает нечто уникальное для рынка, но при этом поддается стандартизации и унификации. Отсюда сложности в оформлении и развитии франчайзинга образовательных, дизайнерских, финансовых, юридических услуг — для бизнеса такого рода предпочтителен интенсивный путь развития.

Самые лучшие франшизы

О «лучших» франшизах можно говорить довольно условно. Правильнее выделить популярные у покупателей и наиболее выгодные франшизы. Рейтинг последних летом 2021 года опубликовал Forbes. На основе анализа нескольких сотен российских франчайзеров, начавших работать по франшизе не меньше трех лет назад и имеющих как минимум 50 точек, эксперты выделили 30 наиболее эффективных проектов. При этом аналитики оценивали срок окупаемости новых проектов, рентабельность, среднюю годовую выручку точек, ROI. В 2021 году методология составления рейтинга была скорректирована с учетом условий пандемии — эксперты не стали принимать во внимание количество закрытых точек в 2020 году.

На заметку

ROI (от англ. Return On Investment — возврат инвестиций) — коэффициент рентабельности инвестиций, иллюстрирующий уровень доходности или убыточности бизнеса, учитывая сумму сделанных в этот бизнес инвестиций. ROI обычно выражается в процентах, реже — в виде дроби[2]Wikipedia. URL:https://ru.wikipedia.org/.

В топ-5 списка компаний, франшиза которых предполагает инвестиции от 5 млн рублей, вошли «ФИТ Автосервис», «2ГИС», Sun School, Papa Johns, Fix Price. Лидерами в списке предприятий, чья франшиза предусматривает вложения от 1 млн до 5 млн рублей, стали IQ 007, «Этажи», «ПОЛИГЛОТИКИ», «ПОЗИТРОНИКА», «Хеликс». Первые позиции среди самых недорогих франшиз (инвестиции в открытие точки не превышают 1 млн рублей) заняли KIBERone, «Чемпионика», Gelateria Plombir, «Юниор», Ozon[3]Forbes. 30 самых выгодных франшиз — 2021. Рейтинг Forbes. URL:https://www.forbes.ru/.

Однако нужно понимать, что ни один рейтинг не гарантирует новоиспеченному франчайзи успеха в делах. Чем руководствоваться при выборе франшизы? На начальном этапе важно проанализировать условия потенциального франчайзера, размер инвестиций (не забыв о паушальном взносе и роялти), предполагаемый срок окупаемости. Не стоит мерить все компании, занимающие первые строчки в рейтингах, одной меркой: если изучить условия покупки их франшиз, становится понятно, насколько они неодинаковы — размеры первоначальных и ежемесячных выплат могут различаться в разы, как и требования к помещениям и другие условия франчайзеров.

Стоимость известных российских франшиз сопоставима с ценой франшиз популярных международных брендов. Эта тенденция глобальная, и объясняется она локальной высокой популярностью определенных региональных брендов, которая может быть даже выше, чем у победителей рейтинга топ-100 франшиз от Entrepreneur's. Например, открытие франшизы сети кофеен «Шоколадница» потребует 2,5 млн рублей (паушальный взнос) и 7% (роялти)[4]Каталог франшиз Topfranchise. URL:https://topfranchise.ru/. А паушальный взнос при покупке франшизы международной сети пиццерий Papa John`s составляет 17 500 долларов (около 1,26 млн рублей) плюс роялти 6% от выручки[5]Каталог франшиз Topfranchise. URL:https://topfranchise.ru/.

Структура предложений франшиз в России

Franshiza.ru (*данные на октябрь 2021 г.)[6]https://franshiza.ru

Специфика российского франчайзинга такова, что не все отечественные франшизы соответствуют стандартам мирового франчайзинга. Сотрудничество такого формата расплывается до дилерства или продажи бизнес-идей. Договор франчайзинга может быть заменен договором поставки товаров и оборудования. Также следует отметить определенную лояльность российских правообладателей и их умеренную настойчивость в борьбе за чистоту бренда. Это дает определенную свободу для франчайзи с одной стороны, но и дискредитирует бренд в глазах потребителя — с другой.

При приобретении франшизы важно учитывать множество ключевых моментов, взвесить все за и против, начиная от предполагаемого объема инвестиций и заканчивая собственным представлением о параметрах будущего бизнеса. Определенную помощь в этом могут оказать магазины франшиз — профессиональные брокеры, которые имеют права представления того или иного бренда. Такие организации также предлагают услугу подбора франшизы, исходя из пожеланий приобретателя, проверку подлинности бренда, подготовку документов, аудит франшизы. Но чаще всего они представляют собой обычные каталоги франшиз, ориентированные на рекламирование товарного знака на специализированном интернет-ресурсе.


Рейтинги – дело хорошее, но успех бизнеса зависит от вдумчивого подхода к выбору партнера. Если взвешенно подойти к этому важному моменту, есть шанс, что вложения окупятся даже в трудные времена локдаунов и кризисов.

Франшиза в сфере строительных решений

В структуре предложений российских франшиз 4% приходится на компании, работающие в сфере строительства и производства. Один из примеров таких франчайзеров — предприятие «Седрус». Об особенностях его схемы работы рассказал руководитель направления франчайзинга и развития центров продаж компании Василий Асташкин:

«Поскольку производства готовых строительных решений сфера серьезная и требующая солидных вложений, мы предложили новую бизнес-модель для своих партнеров, создав Центр профессиональных строителей CEDRUS.market. Такое сотрудничество не предполагает уплаты паушального взноса и роялти, для нас важнее получить сильных партнеров в крупных российских городах, а также в небольших городах с населением от 300 тысяч.

Наши франчайзи получают не только готовую схему бизнеса и узнаваемый на рынке фирменный стиль, но и уже готовый интернет-магазин, стенды с образцами материалов и решений и центр колеровки готовых продуктов станцию, которая позволяет колеровать краски и декоративные штукатурки более чем в 1200 оттенков. Все это входит в стартовый пакет для партнеров компании «Седрус». Такой подход позволяет начинающим партнерам находить новых клиентов и увеличивать ассортимент, продавать готовые решения как конечным потребителям, так и строительным бригадам, расширять каналы продаж и территорию рынка сбыта.

Мы составляем для франчайзи поэтапный план развития бизнеса, обеспечиваем прямым контрактом с заводом и устанавливаем выгодные закупочные цены. Программа поддержки новых партнеров предусматривает также обучение торгового персонала и прямую компенсацию рекламы».

P.S. Компания «Седрус» на рынке строительных решений уже 20 лет. География ее продаж охватывает свыше 60 российских регионов, торговые марки компании представлены и в странах ближнего зарубежья.

* Материал не является публичной офертой. Информация о стоимости указана для ознакомления и актуальна на ноябрь 2021 года.