Что такое платежный агрегатор и как он работает: разбираемся на примере сервиса «Робокасса»

Технологичный и оперативный сервис по приему платежей является обязательным условием эффективного функционирования интернет-магазина или другого объекта электронной коммерции. Предлагая товар или услугу, важно предоставить клиенту возможность провести оплату так, как ему это будет удобно, предложить максимально широкий выбор форм и способов, включая перевод денег с мобильного телефона или уличного платежного терминала. При этом любая транзакция должна проходить максимально быстро, безопасно и выгодно с точки зрения отсутствия скрытых комиссий.

С этими задачами справляются агрегаторы, которые аккумулируют наиболее востребованные платежные сервисы и предоставляют покупателю возможность внести платеж наиболее удобным ему способом. Одна из старейших и крупнейших информационно-технологических платформ в этой области Robokassa — бренд, принадлежащий ООО «Бизнес Элемент». Данный платежный агрегатор работает не только с ЮЛ и ИП, но и с физическими лицами, предоставляя интересные условия для каждого потребительского сегмента. Чтобы узнать, как пользоваться такими электронными сервисами и как с ними работать, рассмотрим многофункциональный сервис «Робокасса».

Система Robokassa: кому она нужна и почему

Платежный сервис Robokassa, а точнее — агрегатор платежных сервисов и систем, позволяет своим клиентам, поставщикам товаров и услуг принимать денежные средства с помощью наиболее удобных для покупателей способов оплаты. Агрегатор выступает посредником между мерчантом, например, владельцем интернет-магазина, выбранной платежной системой или сервисом и покупателем. За проведение операций Robokassa взимает комиссию в соответствии с действующими тарифами (см. ниже). Зачисление средств на счет мерчанта происходит мгновенно.

В качестве инструментов для перевода денег выступают:

  • банковские карты, номинированные в рублях, евро, долларах, казахских тенге;
  • наличные платежи через терминалы и банкоматы;
  • сервисы мобильной коммерции от ведущих мобильных операторов («Билайн», «Мегафон», «МТС»);
  • системы интернет-банкинга от ведущих банков;
  • мобильные приложения Android и iOS.

Платежная платформа Robokassa работает с 2003 года. За это время сформировались устойчивые группы клиентов, которым сотрудничество с сервисом удобно и выгодно. Среди них:

  • разработчики программных продуктов;
  • владельцы уже функционирующих или вновь создаваемых интернет-магазинов;
  • индивидуальные предприниматели, которых привлекает простота и оперативность работы платежной системы, отсутствие абонентской платы и непредусмотренных комиссий;
  • поставщики товаров или услуг, которым платежные сервисы необходимы для бесперебойной работы;
  • другие физические и юридические лица, готовые заплатить более высокую комиссию для того, чтобы начать работу немедленно.

Система «Робокасса» используется в большинстве отраслей торговли и сферы услуг. За годы работы агрегатор превратился в мощную информационную и технологическую платформу по приему платежей, предоставляющую мерчантам и их покупателям широкий выбор способов оплаты. Среди прочих преимуществ платформы:

  • безопасность: каждый факт оплаты проходит автоматическую проверку;
  • простота интеграции с интернет-магазином, удобный интерфейс, технологическая гибкость;
  • быстрая регистрация, оформление, проверка документов и подключение;
  • наличие офлайновых методов оплаты (банкоматы, терминалы);
  • гибкая тарифная сетка, отсутствие неучтенных комиссий;
  • возможность предварительного тестирования системы;
  • льготный период при подключении к платформе.

Подключение интернет-магазина к сервису «Робокасса» обеспечивает возможность проведения платежей 40 самыми популярными способами. Провайдер платежных сервисов не взимает с клиентов абонентскую плату и взнос за подключение, отсутствует и минимальный порог транзакций, который должен обеспечивать мерчант. Robokassa создает условия, чтобы еще на стадии запуска магазин подключил максимальное количество платежных инструментов и начал работать.

Как работает «Робокасса»

Прием платежей происходит через защищенное соединение. Безопасность технологий подтверждена сертификатом на соответствие стандарту PCI DSS, разработанным Советом по стандартизации безопасности индустрии платежных карт, учрежденным международными платежными системами Visa, MasterCard, American Express, JCB и Discover. Конфиденциальная информация хранится на специализированных серверах, на дополнительные серверы производится автоматическое резервное копирование. Система безопасности устойчива к обрывам связи и взломам, используется 128-битная система шифрования SSL 3.0/TLS 1.2. Банк данных напрямую не связан с интернетом, поэтому несанкционированный доступ исключен. Кроме того, система безопасности Robokassa включает ежедневный фрод-мониторинг всех совершенных транзакций на предмет попыток мошенничества. Таким образом, подключаемому к платформе проекту электронной коммерции нет необходимости в получении собственного SSL-сертификата безопасности.

Важно!

Для проведения корректных и безопасных транзакций разработчики сервиса «Робокасса» рекомендуют покупателям зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте robokassa.ru и в дальнейшем совершать платежи только с личного аккаунта.

Функционирование системы выстроено на основе специальных скриптов (модулей) — микропрограмм, содержащих наборы инструкций и алгоритмы, т.е. «сценарии» автоматического взаимодействия с аккаунтами платежных систем и сервисов. Они и обеспечивают списание средств для покупки товаров или оказания услуг.

Юридические лица и предприниматели могут без труда интегрировать скрипт Robokassa на свой сайт. Это можно сделать самостоятельно при помощи руководства или обратившись к одному из авторизованных участников «Программы сотрудничества», полный список которых представлен на сайте. Ссылки на готовые скрипты, написанные на языках программирования PHP, ASP.NET и PERL, можно найти в разделах docs.robokassa.ru, затем выбрать нужный модуль и скачать архив кода. Новым пользователям, получившим merchant-account (торговый счет), но еще не прошедшим активацию, Robokassa дает возможность отладить работу с интерфейсом через тестовый сервер.

Инициировать тестовый режим можно тремя способами:

  • в личном кабинете;
  • через раздел оплаты на своем сайте с использованием модифицированного скрипта;
  • ручным способом, собрав ссылку на платежные страницы Robokassа.

Примеры модифицированных скриптов для работы тестового магазина в режимах оплаты с заданной или произвольной суммой, с различными настройками размеров форм и кнопок приведены на сайте «Робокассы». Тестовая среда не предоставляет возможности провести реальную оплату, но с ее помощью можно выявить все ошибки, которые возникают при проверке передаваемых параметров, получив их детальное описание, а также сымитировать различные состояния транзакции. Для работы с тестовым сервером используются восьмисимвольные пароли, отличные от паролей для инициализации оплаты и для оповещения о платеже. Кроме тестовых паролей в скрипт обязательно добавляется параметр «IsTest = 1». После настройки, проверки и отладки взаимодействия вашего сайта с платформой Robokassa можно приступать к реальным онлайн-платежам.

Для того чтобы частному лицу совершить покупку, в списке вариантов оплаты потребуется выбрать пункт Robokassa и, нажав на него, перейти на сайт платежного сервиса. Далее выбрать удобную платежную систему и произвести оплату.

К возможностям платформы, доступным всем клиентам, независимо от статуса, относятся:

  • личный кабинет мерчанта, с которого можно обслуживать несколько интернет-магазинов;
  • личный кабинет покупателя;
  • персонализированная настройка уровня доступа в личный кабинет;
  • использование брендированного дизайна платежной страницы;
  • ручное выставление счетов (в том числе в евро, долларах, казахских тенге);
  • выбор желаемого способа оплаты (IncCurrLabel);
  • СМС-информирование покупателей;
  • мобильная платежная страница;
  • интеграция из коробки со всеми системами управления сайтом (CMS);
  • отчетность.

Юридическим лицам также доступны рекуррентные платежи, в широком обиходе называемые автоплатежами. Благодаря этой функции плательщику не требуется каждый раз вводить реквизиты и подтверждать платеж — списание средств с банковской карты или счета платежной системы происходит автоматически. Но первоначально плательщику все же придется совершить платеж, в результате которого платежная система и биллинг запомнят реквизиты данной транзакции для осуществления последующих списаний.

Юридические лица и ИП, зарегистрированные в Robokassa, могут воспользоваться сервисом Robomarket — площадкой для безопасной и гибкой торговли через интернет, включающей все необходимые инструменты и каталог товаров с функцией поиска. Ее можно подключить самостоятельно в личном кабинете и далее загружать товары вручную или в формате YML для онлайн-торговли на всей территории России. Кроме того, с Robomarket в качестве клиента могут работать физические лица, представляя товары из категории хендмейд.

После вступления в силу редакции от 3 июля 2016 года Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» Robokassa предложила несколько вариантов решения возникшей задачи. Эти решения призваны упростить работу как тем, кто уже приобрел или арендовал ККТ, так и тем, кто находится в процессе реализации новых рабочих процессов. Отдельно сервис подготовил вариант для микробизнеса, позволяющий снять все обязательства по подключению ККТ с магазина. Последнее предполагает взаимодействие с Robomarket.

Кстати, к платформе Robokassa можно подключить законодательно разрешенные интернет-ресурсы, работающие с тематикой 18+ (интим-магазины, VAPE-магазины), с возможностью оплаты по банковским картам.

Условия подключения

Как говорилось выше, «Робокасса» предоставляет два варианта подключения: для физических лиц и для ИП и юридических лиц, причем организации могут не быть резидентами Российской Федерации, иметь любую организационно-правовую форму, в том числе являться государственными (муниципальными) структурами.

Чтобы подключить Robokassa, для физических лиц заключения договора не требуется, проведение платежей осуществляется на основании публичной оферты, размещенной на сайте robokassa.ru. В соответствии с ней и происходит удержание комиссии. Подключение к платформе происходит по паспорту плюс еще один документ, удостоверяющий личность, или по кошельку QIWI всего за 15 минут. Физическому лицу предоставлена возможность выбора: платит ли комиссию он сам или его покупатель.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для пользования возможностями агрегатора «Робокасса» потребуется заключить договор и предоставить оригиналы, а также электронные копии (сканы) следующих документов:

  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) или индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП);
  • нотариально заверенные копии доверенностей, подтверждающих полномочия лиц, выступающих от имени получателя — если договор подписывает доверенное лицо;
  • анкета клиента.

Актуальный перечень документов и требования к ним можно найти на сайте robokassa.ru. Документы подписывает уполномоченный представитель, ставит печать организации. Но(!) для начала проведения транзакций достаточно загрузить сканы документов. От регистрации ЮЛ до старта приема платежей потребуется не более 24 рабочих часов.

Чтобы подключить интернет-ресурс к платформе Robokassa, он должен соответствовать нескольким принципиальным критериям:

  1. Не вступать в противоречие с действующим законодательством и общепринятыми этическими нормами.
  2. Нормально функционировать в публичном доступе: иметь работающие внутренние ссылки и заполненный контент, не запрашивать логин/пароль для входа.
  3. Быть многостраничным и многотоварным, хотя физическим лицам и ИП может быть разрешено использование одностраничных целевых лендинг пейдж для уникальных товаров или услуг. Реализуемая продукция должна иметь подробное описание, включающее технические и эксплуатационные характеристики, потребительские свойства (товара), условия предоставления (работ, услуг) и цену.
  4. Иметь на страницах все юридические реквизиты продавца: полное наименование, ИНН, юридический и фактический адрес, телефон и e-mail.
  5. Иметь единое доменное имя — для всех страниц сайта, связанных с электронной коммерцией, включая личный кабинет интернет-магазина, к которому следует предоставить доступ в тестовом режиме.
  6. Размещаться только на платном сервере (требование для юридических лиц).
  7. Соответствовать внутренним требованиям платежных систем.

Как подключить «Робокассу»

Для подключения «Робокассы», независимо от статуса пользователя, необходима регистрация в системе. Ссылка для создания аккаунта размещена на главной странице сайта robokassa.ru. При регистрации указывают:

  • наименование компании;
  • форму сотрудничества (юридическое лицо, физическое лицо, ИП);
  • идентификатор клиента — общий логин для всех сотрудников, используемый для входа в личный кабинет совместно с персональным логином, обычно представляющий собой написанное на латинице название компании, в ведении которой уже находится или будет находиться несколько магазинов;
  • логин и e-mail администратора, в правах которого определять уровень доступа к личному кабинету для отдельных сотрудников. На e-mail администратора будет выслан пароль.

Следующий этап — авторизация и заполнение регистрационных данных. С помощью идентификатора клиента, логина и пароля необходимо зайти в личный кабинет и заполнить разделы. Пользователь указывает тип собственности, регистрационные данные, дату внесения записи о регистрации в ЕГРЮЛ/ЕГРИП и контакты организации. Здесь же указывают ФИО сотрудника, ответственного за подписание документов. Полномочия придется подтвердить нотариально заверенной доверенностью руководителя (см. список документов).

После регистрации юридическим лицам/индивидуальным предпринимателям необходимо выполнить следующие действия:

  1. Настроить удобные параметры работы.
  2. В соответствующем разделе загрузить сканы учредительных документов, а также нотариально заверенных копий доверенностей, подтверждающих полномочия лиц, выступающих от имени получателя.
  3. Распечатать договор-оферту (раздел «Документы и шаблоны» в личном кабинете) и заполнить его.
  4. Отправить заявку на активацию (пункт «Мои магазины»). Это необходимо, чтобы интернет-ресурс мог принимать оплату через «Робокассу».

Внимание!

Настройку, проверку и отладку взаимодействия вашего сайта с платформой Robokassa можно осуществить в тестовом режиме. Все это позволит выявить возможные ошибки до момента активации торгового счета.

  1. Почтой переслать оригиналы заполненного договора в двух экземплярах, анкету клиента и доверенность на лицо, которое подписывает договор-оферту. Документы подписывает уполномоченный представитель, ставится печать организации. Адрес для почтовой пересылки можно найти в разделе «Условия».

Документы необходимы, чтобы не допустить к работе фирмы-однодневки, а также продавцов, имеющих проблемы с законом. О результатах проведения проверки «Робокасса» уведомит электронным письмом.

Физическим лицам для начала работы достаточно зарегистрироваться в личном кабинете и указать способ вывода средств: электронный кошелек QIWI, «Яндекс.Деньги» или WebMoney. Если в планах — работа с банковским счетом, необходимо сразу заполнить реквизиты.

Способы оплаты через «Робокассу» и тарифы

«Робокасса» объединяет все самые популярные платежные системы и сервисы, способы удаленной оплаты, а именно:

  • Банковские карты. Мульти-эквайринг для юридических лиц и ИП доступен с платежными системами Visa и MasterCard, а также МИР и Apple Pay по тарифным ставкам от 2,3%.
  • Электронные денежные средства: «Яндекс.Деньги», Webmoney, Visa QIWI Wallet, кошелек «Элекснет» — комиссия от 3,5%.
  • Платежные терминалы и салоны. Внесение наличных денежных средств возможно в салонах связи «Евросеть» и «Связной», а также через терминалы «Элекснет» и QIWI по тарифным ставкам от 3,9%.
  • Интернет-банкинг. Управление средствами на «Робокассе» возможно через сервисы дистанционного банковского обслуживания следующих кредитных организаций: «Альфа-Банк» (система «Альфа-Клик»), «Банк Русский Стандарт», «Банк ВТБ». В ближайшем будущем — «Промсвязьбанк» (система PSB-Retail) и HandyBank. Комиссия за транзакцию составляет от 3,5% от переводимой суммы.
  • Оплата со счета мобильного телефона через сервис «Мобильная коммерция». Возможен мгновенный прием платежей c баланса телефона и отправкой СМС от операторов связи «Мегафон», «МТС», «Билайн», «Теле2». Оплата производится только после получения от плательщика согласия на списание средств. Комиссия — от 5%.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей конкретная величина комиссии Robokassa зависит от ежемесячного оборота магазина, типа товаров и услуг, а также валюты, которой расплачивается покупатель. Это особенно удобно для начинающих предпринимателей, которые имеют минимальные или даже нулевые обороты. В этом случае за пользование платформой Robokassa ничего платить не придется.

Базовый тариф, который юридические лица получают сразу после подключения, — «Стартовый». Комиссия — 3,9% от сумм платежей, проведенных по банковским картам. Он действителен в течение полугода. Если по прошествии 6 месяцев клиент не выходит на оборот 300 тысяч руб. в месяц, происходит автоматический переход на тариф «Первый», а это 5% по банковской карте или с мобильных платежей, 6% — через QIWI, 7% — через «Яндекс.Деньги». Для крупных партнеров с оборотом от 10 млн рублей действует максимально удобный тарифный план VIP, который предусматривает всего 2,3% комиссии за прием платежей с банковских карт. В общей сложности на сайте представлено 7 тарифов, ориентированных на разные категории клиентов и суммы оборота.

Тарифы для физических лиц определяются типом платежной системы, выбранной для перевода средств. Для банковских карт Visa и MasterCard комиссия «Робокасса» — от 7%, HandyBank — от 5,5%. Гибкая тарифная сетка сформирована прежде всего с учетом пожеланий пользователей и позволяет подбирать максимально удобные и выгодные способы оплаты через Robokassa.

Как происходит вывод средств с помощью сервиса

Важно понимать, что «Робокасса» не хранит денежные средства своих клиентов и их плательщиков — агрегатор является посредником, держателем IT-решений и реестров, который обеспечивает быстрый и защищенный доступ к обмену данными по операциям.

Robokassa предоставляет вывод средств в ручном и автоматическом (при достижении определенной суммы) режимах. Физические лица могут получить деньги на кошельки WebMoney, «Яндекс.Деньги», QIWI. Отправить запрос и выбрать способ перевода можно в личном кабинете в разделе «Расчетные счета». Юридические лица могут выводить средства только на расчетный счет. Операция занимает 1–2 рабочих дня. Если по любой причине клиент перестал использовать платформу Robokassa, денежные средства в системе не «застрянут» — по первому требованию они будут выведены на расчетный счет.