Григорий КУБАТЬЯН 26 мая 2022, 16:28

Дверь в Европу не нараспашку: какие тайны хранит Кронштадтская крепость

Фото: Ульяна МАХКАМОВА
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

Как город превратился в миниатюрную копию Санкт-Петербурга и почему сюда не хотят переезжать петербуржцы

Дверь в Европу нужна, но не нараспашку. А то мало ли кто за дверью бродит? Примерно так рассуждал царь Петр I, строя Санкт-Петербург и одновременно с этим город-крепость Кронштадт на острове Котлин. 


Тестировали радио и проводили биологические опыты

Северная столица – не окно, а именно дверь в Европу, об этом говорит его герб с перекрещенными якорями, в точности как герб Ватикана с перекрещенными ключами от рая. Ватикан – ворота в рай, Петербург – в Европу. Но к воротам нужен надежный замо́к. Таким замко́м стал Кронштадт, а первый его оборонительный форт на искусственном острове назвали Кроншлот, что на немецком и означает «королевский замо́к». Позже рядом появилось почти два десятка фортов на искусственных островах, будто задвижки, запоры и цепочки на двери коммунальной петербургской квартиры.

Кронштадтские форты защищали вход в Петербург и были чем-то вроде наукограда.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

Кронштадтские форты не только защищали вход в Петербург, но были чем-то вроде наукограда. Здесь впервые в России начали применять бетон, испытывали электрические лампочки, изобретатель Попов тестировал свое радио, а в форте Император Александр I (он же Чумно́й) проводили биологические опыты.

Долгое время Кронштадт был закрытой базой военного флота.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

Долгое время Кронштадт был закрытой базой военного флота, треть территории острова до сих пор принадлежит министерству обороны. Но сегодня это популярное туристическое направление. На набережной в здании бывшей Голландской кухни разместилось несколько выставок, одна из них посвящена кронштадтским фортам. Все форты, даже разрушенные, здесь воспроизведены в виде макетов.

Тридевятая Камчатка. Лучшие кадры заповедного края

До этого места добраться очень трудно. Поэтому чаще всего приходится смотреть на него чужими глазами. Однако снимки известного фотографа и блогера-путешественника Григория Кубатьяна создают полное ощущение, что ты побывал на Камчатке. А дополнит впечатления его рассказ.


Взяли в аренду за рубль, а хотели продать за 15 млн

— Мой товарищ был начальником арсенала, – рассказывает Андрей Чебукин, директор музея. – Мы ездили в форт Петра, жарили там шашлыки. В форт свободного доступа не было, и он хорошо сохранился. Мы с товарищем заглядывали в старинные подвалы, все в паутине. Тогда у меня и появилась мысль сделать музей посвященный фортам.

В музейных макетах воспроизвели все кронштадтские форты.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

Андрей изучил архив ВМФ, нашел чертежи царских времен, привлек военных историков и договорился с макетной мастерской. За первые полгода с момента открытия музей посетили 28 тысяч человек. Вместо экскурсоводов – аудиоэкскурсия с элементами звукового и светового шоу. Макеты действующие: мосты поднимаются, кораблики двигаются, пушки стреляют. В музее уже были все кронштадтские дети, а утренние сеансы считаются благотворительными, на них бесплатно пускают ветеранов.

Вместо экскурсоводов – аудиоэкскурсия с элементами звукового и светового шоу.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

— Наша цель – рассказать, что такое форты. Ведь сейчас они разваливаются, — с сожалением добавляет Андрей. – На форте Петра полубашня треснула, кровля обрушилась, кирпич превратился в труху. Пара штормов и всё. А три года назад форт Тотлебен на «Авито» продавали. Частная организация взяла форт в аренду на 49 лет за 1 рубль при условии, что будут восстанавливать. Но ничего не сделали, попытались продать форт за 15 миллионов рублей.

Макеты в музее действующие: мосты поднимаются, кораблики двигаются, пушки стреляют.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

Сейчас в Кронштадт пришли крупные инвесторы и в рамках проекта «Остров фортов» реставрируют форты Петр I, Александр I и Кроншлот. В частных руках форты Великий Князь Константин и Граф Милютин, куда пускают посетителей. Судьба остальных пока под вопросом, от некоторых построек и вовсе ничего не осталось.


Затонувшие корабли и подлодки

Кронштадтские форты строили прямо в море за 3 века до искусственных островов Дубая и Тайваня. По льду Балтики подъезжали подводы с бревнами и валунами. Делали опалубку, заполняли камнями и опускали в прорубь. Так создавали острова, а сверху возводили стены, арсеналы, батареи. Форт Кроншлот построили за одну зиму. То-то шведы удивились, придя в устье Невы весной 1704 года и обнаружив, что свободного прохода больше нет. Форт был мелкий и при желании шведская эскадра могла его уничтожить. Но он сердито грозил пушками, и шведы, не ожидавшие такого поворота, решили не связываться. А потом стало поздно – цепь фортов перегородила весь Финский залив. Вместе с фортами Кронштадт стал самой большой в мире крепостью на воде.

Форт Кроншлот построили за одну зиму.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

Остатки старых петровских укреплений на дне залива и сейчас беспокоят начинающих балтийских яхтсменов. А уж сколько тут затонуло судов! В городе появился даже отдельный музей, посвященный морской археологии – филиал Музея истории Кронштадта в здании бывшей водонапорной башни.

Музей морской археологии — филиал Музея истории Кронштадта.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

По утверждению сотрудников музея, в окрестностях острова Котлин лежит под водой 10 тысяч объектов: корабли, летательные аппараты, подводные лодки. Что-то из этого удается достать. Недавно нашли английский гафельный кеч с грузом фаянсовой посуды.

В окрестностях острова Котлин нашли английский гафельный кеч с грузом фаянсовой посуды.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

Расписные сервизы сохранились в товарных количествах. Образцы выставили в музее, но если поднять все ящики, то можно открывать магазин.

Камни, готовые к войне. Боевые башни Ингушетии

В Ингушетии удивительно красивые горы, но главное — это фантастическая цепь боевых ингушских башен, выстроившихся вдоль Кавказского хребта. Они брошены людьми, но продолжают нести стражу.


Потоп раз в сто лет

Кронштадт по замыслу Петра должен был напоминать Амстердам – с каналами, причалами, каменными домами. Большую часть прибывающих торговых судов в Петербург не пускали. Фарватер был узким и неглубоким, и товары перегружали в Кронштадте на небольшие лодки. Здание Голландской кухни – Петр подсмотрел эту идею в Европе – выстроили, чтобы кормить иностранные экипажи. Суда были деревянные и, разжигая огонь на борту, можно было случайно спалить и себя и стоящих в порту соседей. Корабельные коки готовили в каменных печах на берегу, а потом несли котлы с похлебкой на борт. Сбор за пользование кухней стал обязательным налогом для всех судов, даже для тех, где кормили одними сухарями.

Здание Голландской кухни выстроили, чтобы кормить иностранные экипажи.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

Сам Кронштадт стал миниатюрной копией Петербурга. Со своим Адмиралтейством, Обводным каналом, Летним садом и Гостиным двором. К 300-летию династии Романовых в центре Кронштадта построили Николаевский Морской собор, могучий купол которого хорошо заметен с моря. Если Петр I сравнил Петербург с Ватиканом, то Николай II – с Константинополем. То есть у России уже был «третий Рим» – Москва, но и первые два хотелось получить. Кронштадтский Морской собор выстроен в византийском стиле по образу собора Святой Софии. Чтобы увидеть оригинал, архитектор Косяков специально ездил в Стамбул, но Морской собор сделал более узким и высоким. Софийский – широкий, приземистый, и османские султаны пристроили к нему контрфорсы и минареты.

Кронштадтский Морской собор выстроен в византийском стиле по образу собора Святой Софии.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

Если бы еще из Петербурга в Кронштадт ходили рейсовые кораблики как в Стамбуле! «Метеоры» ходят, но билеты стоят дорого. Если сравнивать с турецким маршрутом через Босфор, то разница в расстоянии примерно в 10 раз, а в цене – в 65. Хотя остров Котлин теперь считается районом Петербурга, и над созданием удобного и доступного водного транспорта следовало бы подумать.

Кронштадт стал миниатюрной копией Петербурга.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

Сейчас в Кронштадт можно добраться по кольцевой дороге, проложенной по дамбе, защищающей Петербург от наводнений. Гигантскую дамбу начали строить в 80-х, а закончили в 2011-м. Когда прокладывали дорогу по ней, забыли, что в Петербург иногда заходят парусники, а фрегат «Мир» с 50-метровыми мачтами вообще приписан к городу и всегда стоял у набережной Лейтенанта Шмидта. Мост для пропуска судов построили ниже, чем нужно, и теперь «Миру», «Седову», «Крузенштерну» и другим гигантам в центр города не попасть.

Временами Кронштадту грозят наводнения, так что дома расположены в восточной части Котлина.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

Зато удалось замкнуть кольцевую дорогу, которая прошла через Кронштадт. Главное – что дамбу закончили. Хотя Неву еще при царях «одели в гранит» и опасность наводнений снизилась, а всё же раз в сто лет случаются потопы библейских масштабов, разрушающие все на своем пути. Ветер гонит волну со стороны Балтики, и текущая навстречу Нева встает дыбом. В 1824 году Кронштадт был практически смыт с острова. Это объясняет, почему, несмотря на небольшие размеры Котлина, городские постройки жмутся в восточной части острова – она более высокая. Западную же периодически затапливает. 


Масштабная реконструкция 

В Кронштадте всего 40 тысяч жителей, их число со времен СССР не меняется. Многие петербуржцы может и рады были бы переселиться в этот тихий малоэтажный городок, поближе к морю, а не жить в монструозных трущобах типа Парнаса и Девяткино, но на острове почти не строят новых домов, и добираться на работу куда-нибудь в центр Петербурга – целая история. Попробуйте съездить в Кронштадт летом на выходные или в солнечный день: пробка на кольцевой дороге тянется несколько километров.

Кронштадт освежают и реконструируют, строят новую инфраструктуру.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

— В 2018 году у нас было 1,5 миллиона туристов, в 2019 уже 1,7 миллионов. Сейчас после ковида число приезжих снова растет. Улично-дорожная сеть не справляется, — рассказывает глава Кронштадта Олег Довганюк. – Жители жалуются: дворы и улицы забиты машинами и автобусами. Историческая часть города не предназначена для такого количества транспорта. Мы планируем реконструкцию развязки и прилегающих улиц, но чем больше расширим улицы, тем больше на них будет машин. Единственный выход – принуждать туристов оставлять машины на парковке, пусть ходят пешком.

В Кронштадт обязательно заглядывают туристы, приезжающие в Петербург.
Фото: Ульяна МАХКАМОВА

В городе идет масштабная реконструкция. Освежают фасады исторических домов, строят пешеходную набережную и морской фасад, прокладывают велодорожки. Планируют развивать детский яхтинг. Открыли несколько парков военно-патриотической тематики и собираются установить в качестве музея атомную подводную лодку «Ленинский комсомол». В общем, жить здесь будет неплохо. Точно не хуже, чем в Петербурге, который вот уже три века охраняет самая большая Кронштадтская крепость.


ДРУГИЕ СТАТЬИ АВТОРА