Происшествия: ЧП2 апреля 2018 14:08

Версии крушения самолета под Тюменью: ошибка неопытного экипажа, диспетчеров или отказ техники

На борту находилось 39 пассажиров и четыре члена экипажа, выжили 12 человек, 31 погиб

В ночь на понедельник под Тюменью разбился пассажирский самолет, на борту которого было более 40 человек.

Пассажиры самолета - российские граждане: 33 жителя Тюмени, 6 - Ханты-Мансийского округа, а также по одному жителю Омска, Твери, Сахалина и Адыгеи.

В результате крушения удалось выжить 12 пассажирам - двум женщинам и 10 мужчинам, 1961-1988 годов рождения. Остальные, в том числе и члены экипажа, погибли.

«К нам доставлены четыре мужчины и одна женщина, все в крайне тяжелом состоянии. Еще двое будут доставлены», - сообщил сотрудник Второй городской больницы, в которую привезли часть пострадавших

Еще несколько пассажиров рейса «Тюмень – Сургут» были направлены в Первую городскую больницу.

Состояние трех человек оценивается как тяжелое, прооперированы 9 пострадавших. К клинике съезжаются родственники погибших и пострадавших.

СПИСОК ПАССАЖИРОВ И ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖА СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ >>>

СПИСОК ПОСТРАДАВШИХ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ >>>

Выжить смогли лишь молодые и сильные

Сейчас городская больница № 2 Тюмени окружена экипажами ДПС – парковать машины рядом с клиникой, а тем более заезжать на парковки разрешают лишь родственникам пострадавших и погибших при крушении самолета. Тем более не пускают посторонних в конференц-зал больницы, где уже четвертый час находятся родственники.

Найти этот зал на первом этаже больницы несложно – нужно просто идти по пустым гулким коридорам на запах «Корвалола». У дверей зала, наполненного тихо переговаривающимися родными, он становится и вовсе почти осязаемым. Запах беды.

Очень тихо. Несмотря на то, что здесь собралось более двухсот человек. Кто-то говорит с врачами. Кто-то вновь и вновь подходит к столу информации и на десятый раз просматривает списки, задает вопросы. Работают врачи – оглушенным горем людям нужна медицинская помощь. Присутствующих консультируют психологи.

Уходят из зала небольшими группками. Когда становится окончательно ясно – надеяться не на что. В живых родного человека больше нет…

Врачи подметили одну особенность: все выжившие в катастрофе – люди молодые. Самый старший из них 1978 года рождения. Получается, выжили лишь те, кто оказался моложе и сильнее, кто смог выбраться из рухнувшего самолета и хоть немного отползти.

Состояние всех пострадавших врачи характеризуют как крайне тяжелое. У людей множественные переломы и ожоги. Операции продолжаются. Нужна донорская кровь. Особенно «отрицательная».

Опознание погибших, которое должно было начаться в 14:00, перенесено на завтра. Ждут прибытия рейса, организованного авиакомпанией, на котором должны прибыть родные пассажиров из Сургута.

Раненых сопровождали с полицейскими кортежами

Сотрудники полиции Тюмени оказались на месте в числе первых и стали оказывать активное содействие в работе по ликвидации последствий авиакатастрофы.

- Сотрудники полиции стоят в оцеплении на месте крушения авиалайнера, автомобили Госавтоинспекции сопровождают к месту и от места происшествия автотранспорт чрезвычайных служб, – пояснил руководитель Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России Валерий Грибакин.

На место происшествия уже прибыли специальные службы психологической помощи. Готовы включиться в работу и криминалисты МВД России, в том числе, по проведению, в случае необходимости, генетической экспертизы останков тел жертв данной катастрофы.

«Это была первая командировка Кости…»

Корреспонденты «КП» - о выживших пассажирах рухнувшего лайнера, и тех, кому спастись не удалось ( далее)

Пассажир, опоздавший на тюменский самолет: «Ночью я перехотел лететь»

36-летний предприниматель Дмитрий Григорьев в понедельник ранним утром должен был лететь в трехдневную командировку в Сургут. Но судьба его уберегла, и он решил махнуть на вылет и остался дома.

- У меня был билет на понедельник, должен был лететь в командировку, надеялся, что успею вернуться с соревнований по кайтингу и смогу вылететь, - поделился с «Комсомолкой» счастливый Дмитрий Григорьев. – Но вернулся домой поздно ночью, устал сильно. И уже ночью решил, что не полечу.( далее)

Медведев поручил Голиковой быстро помочь пострадавшим и семьям погибших

Президент отменил из-за катастрофы запланированные в его рабочем графике мероприятия, в том числе встречу с оппозицией. Дмитрий Медведев встретился с министром здравоохранения Татьяной Голиковой.( далее)

Авиакомпания выплатит по 2 миллиона рублей

Авиакомпания «ЮТэйр» выплатит пострадавшим и родственникам погибших в авиакатастрофе под Тюменью по 2 млн рублей, сообщает перевозчик.

Компания также берет на себя в полном объеме расходы, связанные с организацией и проведением похорон. Для получения информации о страховых выплатах открыта «горячая линия» по номерам 8 (3452) 29-87-77, 8 (800) 100-08-08.

КАК ЭТО СЛУЧИЛОСЬ

Как рассказали нам в транспортной прокуратуре, самолет исчез с радара почти сразу после взлета. В это же время визуально наблюдалось падение воздушного судна в 3-5 километрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта «Рощино» в сторону поселка Горьковка Тюменского района. Самолет упал на землю, разбившись при ударе на 3 части, после чего загорелся. ( далее)

По неофициальным данным, разбившийся самолет был новым, в первый полет отправился в октябре 2011 года. Так что говорить об отказе техники по причине изношенности, в этом случае нельзя. Правда, официальных комментариев от компании мы пока не услышали. UTair использует ATR-72 уже несколько лет, в 2008 году все летчики прошли специальную подготовку для пилотирования именно этого типа среднемагистральных самолетов. Сейчас во флоте компании 16 таких машин.

Дмитрий Медведев из-за авиакатастрофы отложил встречу с представителями планирующих зарегистрироваться политических партий. А чуть позже распорядился как можно быстрее выплатить денежные компенсации семьям погибших и пострадавших в авикатастрофе под Тюменью.

ХРОНИКА КАТАСТРОФЫ ПОД ТЮМЕНЬЮ

Схема крушения

Схема крушения

ВЕРСИИ КРУШЕНИЯ

Существует несколько предположений, почему рухнул рейс Тюмень-Сургут. Есть мнение, что самолет мог столкнуться с птицами.

Это предположение отмел пилот одной из авиакомпаний Тюмени, более 20 лет проработавший в авиации. По его словам, данная версия не выдерживает критики, а наиболее вероятной причиной катастрофы ему представляется вспыхнувший на борту пожар.

Ведь как сообщают очевидцы, незадолго до падения самолета из обоих двигателей шел дым.

Однако следствие рассматривает три приоритетные версии - ошибка пилотирования, ошибка наземных служб и техническая неисправность.

ВЕРСИИ АВИАКАТАСТРОФЫ ОБСУЖДАЕМ ЗДЕСЬ

КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

«Такой самолет не должен летать в Сибири»

Глава следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что следствие рассматривает две предварительных версии катастрофы - техническая неисправность самолета и ошибка пилотов.

В пользу первой версии говорит тот факт, что жители ближайших деревень видели, как взлетающий самолет дымил, а потом начал снижаться ( далее)

В Сибири на ATR-72 никто не летает

Генерал-майор авиации в отставке, преподаватель иркутского филиала МГТУ ГА Александр Барсуков:

- В Сибири на ATR-72 никто не летает. Я сам узнал о таком типе среднемагистральных самолетов только после катастрофы. Известно только, что производят их во Франции. Вполне возможно, что эти самолеты весьма комфортны Но предназначены ли они для наших широт?

"Наши компании вынуждены покупать иностранные смолеты - российских просто нет"

Мы дозвонились президенту фонда «Партнер гражданской авиации», бывшему министру гражданской авиации СССР Олегу Смирнову.

Вот что он сказал:

- Нашей авиации нужны ближнемагистральные самолеты, но отечественной техники такого класса нет - заменить иностранные лайнеры нечем. ( подробнее)

МНЕНИЕ

«Расследование катастрофы завершится обвинением пилотов»

Летчик-испытатель Сергей Кнышев считает, что на сегодняшний день у отечественной авиации нет перспектив.

- На эту тему уже говорено-переговорено. Авиакатастрофы будут продолжаться, пока не изменится сама государственная политика в отношении авиаперевозчиков, - рассказал «КП» действующий командир корабля Ил-96 Сергей Кнышев. - Во-первых, у руля должны стоять профессионалы, разбирающиеся в авиации, во-вторых, необходимо внести персональную ответственность, в том числе и для руководящего состава компаний. Необходимо ввести нормальные страховые выплаты — не 2 миллиона рублей, а миллион долларов, тогда компания будет учитывать степень риска, закупать новую технику, заниматься подготовкой пилотов. ( далее)

ФОТОРЕПОРТАЖ С МЕСТА ТРАГЕДИИ >>

О чем пишут в блогах:

«Они даже не имели возможности спланировать»

ВЗГЛЯД С 6 ЭТАЖА

Авиакомплекс неполноценности

Хочешь спровоцировать истерику на авиафорумах, скажи, что отечественные самолёты нам не нужны — куда проще и дешевле покупать зарубежные. Тот же накал страстей, если заявите, что боинги-эйрбасы нам не нужны и надо возрождать Ту и Илы. Спор бесполезный, но захватывающий и все правы. ( далее)

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА

При посадке он не вкатывается на полосу, а падает на нее...

Сергей ПОНОМАРЕВ

А ведь я с этим самолетом (ну в смысле с таким типом) знаком очень хорошо: налетал на ATR-72, конечно же, пассажиром, тысячи километров в Юго-Восточной Азии, где они являются основными бортами местных авиакомпаний. Таиланд, Мьянма (Бирма), Лаос, Камбоджа, Малайзия... Короткие взлетно-посадочные полосы, перелеты в 300, 400, ну максимум в 700 километров...

Вообще-то самолет мне нравился: как правило, раскрашенный в яркие цвета, маленький, уютный, с удобными креслами, в меру шумный.

Вот только когда этот «французо-итальянец» заходил на посадку, я каждый раз вжимал голову в плечи, потому что борт не вкатывался на полосу, а словно бы падал на нее, грохоча всем «железом».

Пластиковые полки для ручного багажа начинали жалобно повизгивать, а не закрепленные спинки кресел раскачиваться, как пьяный матрос.

Было видно, что экипажу (а пилотами были сплошь опытные, в возрасте, европейцы) непросто удержать борт на абсолютно сухой бетонке — то его юзом поведет, то он норовит завалиться на одно крыло.

И это в странах, где солнце круглый год, а температура ниже +25 градусов не опускается...

Сергей Анцин

Сергей Анцин

Самолетом управлял 27- летний Сергей Анцин, 3 апреля он должен был отмечать день рождения.

На страничке Сергея в соцсетях уже появились соболезнования родственникам погибшего командира воздушного судна. …«Обидно когда уходят такие люди... Ведь сколько усилий нужно потратить чтобы иметь такую потрясающую профессию, о которой многие мечтают!! Молодой КВС... Вечная память....».

Корреспонденты «КП» отыскали результаты последнего тестирования капитана рухнувшего лайнера

Его результаты сведены в специальном отчете, который мы обнаружили на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта. Как указывается в документы, датируемом 03 ноября 2011 года, тест осуществлялся некоммерческим партнерством «Центра подготовки персонала» в Тюмени. Его проходили члены летных экипажей. В этом документе отмечено, что пилот Сергей Анцин проверку прошел 15 октября 2010 года, а годом ранее, 11 марта 2009 года тестировался его старший брат Александр. И тот, и другой получили 4-й уровень по экзаменационной шкале. В этой квалификации наивысший уровень – «шесть» имеют только два человека. Летчиков с уровнем «пять» – 57 человек, а «четверочников», среди которых и Анцины - 485. Это считается нижним порогом (оценки «три» не существует) (далее>>>).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Второй пилот тюменского самолета 24-летний Никита Чехлов планировал жениться

Это был очень молодой экипаж. Командиру судна завтра, 3 апреля, исполнилось бы 28 лет. А его напарнику - второму пилоту - Никите Чехлову - всего 24...

Никита был помолвлен на 24-летней Екатерине Афанасьевой.

- Они собирались жениться, - рассказал "Комсомолке" друг погибшего Константин Леонтьев.

Константин лично знал и Никиту, и Сергея Анцина. Несмотря на их молодость, Константин уверен: пилоты не смогли совершить ошибки. ( подробнее)

24-летний Никита Чехлов с невестой

24-летний Никита Чехлов с невестой

Вместе с пилотами погибли и две бортпроводницы: Любовь Болдырева и Мария Бердникова. Люба, как и пилот корабля, родом из Тюмени, работала стюардессой несколько лет.

О своей работе говорила: «Я летаю на облаках, и я счастлива!»

Маша Бердникова и Люба Болдырева с детства мечтали работать в небе

Маша Бердникова и Люба Болдырева с детства мечтали работать в небе

Стюардесса Маша Бердникова только вышла из декрета…

- У меня просто ком в горле стоит, - признается бывшая коллега Маши, бывшая стюардесса Алена Коломенская. - Она совсем недавно вышла из декрета, была такая счастливая... Родила второго сынишку, первый как раз в школу пошел. И ведь мы даже не почувствовали приближения трагедии, с нашей работой всегда надеешься - катастрофы не произойдет.

Не высыхают слезы и на глазах у Любиных знакомых. «Комсомолка» отыскала подругу второй стюардессы (далее>>>).

А тем временем, в Подмосковье готовятся к вылету в Тюмень два самолета МЧС РФ со спасателями, психологами и медицинским оборудованием.

«Первый транспортный Ил-76 планируется к вылету с подмосковного аэродрома «Раменское» в 9.00 мск. Он доставит в Тюмень спасателей, психологов и оборудование», - сообщил представитель управления информации ведомства.

Он добавил, что второй самолет вылетит чуть позже и доставит в Тюмень медицинские модули для транспортировки пострадавших.

Для родственников работает "горячая линия" по номеру 590-290.

В прямом эфире радио "КП" прямо сейчас мы обсуждаем трагедию под Тюменью, звоните 8-800-200-97-02, (495) 97-00-972.

СПРАВКА «КП»

ATR 72 - двухмоторный пассажирский двухмоторный самолет для перелётов на средние расстояния. Самолёт предназначен для перевозки до 74 пассажиров, управляют ATR 72 два пилота. Грузоподъёмность - 7050 кг, длина судна - 27,17 м, размах судна - 27,05 м, высота - 7,65 м, Площадь крыла - 61,0 м².

Через переднюю дверь самолета загружается багаж, сами пассажиры попадают на борт через заднюю дверь.ATR 72 не имеет вспомогательной силовой установки, зато у него есть «пропеллерный тормоз», который останавливает пропеллер 2-го (правого) двигателя, позволяя таким образом турбине вращаться и обеспечивать борт электричеством и воздухом. Это избавляет от необходимости ВСУ, экономя вес и расход топлива. На техобслуживании двигатели периодически меняют местами, чтобы обеспечить равную степень изнашивания. С самолетами этой модификации происходило 14 ЧП. В катастрофах погибло 159 человек.

На территории России катастрофа с ATR-72 первая.

ВАЖНО

Cамолет ATR-72 эксплуатировался почти 20 лет

Самолет ATR 72-200 авиакомпании «ЮТэйр» с серийным номером VP-BYZ, разбившийся в понедельник под Тюменью, эксплуатировался почти 20 лет. Как следует из данных сайта planespotters.net, первый полет он совершил в 1992 году. Сначала принадлежал тайваньской компании Transasia Airwais - кстати, за ней числится две аварии с самолетами ATR-72). Затем сменил еще двух собственников — финскую Finnair и эстонскую Aero Airlines. И наконец четвертым владельцем борта стала «ЮТэйр» - с 23 июля 2008 года).( далее)

ДОСЬЕ КП: Крупнейшие авиапроисшествия в России

7 сентября 2011 года под Туношной под Ярославлем рухнул самолет ЯК-42 с хоккейной командой "Локомотив" на борту. Погибло 44 человек - 37 пассажиров и семь членов экипажа. Жив остался только бортинженер.

Чуть раньше самолет ТУ 134 в Петрозаводске сел на автотрассу в одном километре от карельского аэропорта. Причиной стал туман, при котором экипаж компании «РусЭйр» не смог дотянуть до взлетной полосы. При посадке развалился фюзеляж самолета, произошел пожар. Из 52 находившихся на борту пассажиров и членов экипажа 44 погибло. Восемь пострадавших попали в реанимацию, двое из них позже скончались в больницах.

4 августа Ан-42, летевший из Красноярска потерял управление и рухнул при заходе на посадку в аэропорту Игарки. При ударе об землю самолет авиакомпании "Катэкавиа" загорелся. Тогда погибли 11 человек и бортпроводница, все члены экипажа были госпитализированы.

Одной из самых крупных трагедий стала авикатастрофа в Перми 14 сентября 2008 года. Боинг 737 500 авиакомпании "Аэрофлот Норд", выполнявший рейс из Москвы разбился при повторном заходе на посадку. Все 88 человек погибли.

ВОПРОС ДНЯ

Как вывести нашу авиацию из пике?

Николай ХАРИТОНОВ, депутат Госдумы:

- Восстанавливать свой авиапром, как бы тяжело ни было. Ценить свое прошлое, наработки! В войну Сталин сделал наш авиапром конкурентным, который превзошел весь европейский авиапром, работавший на фашистскую Германию. А в целом, не знаю, за что Бог так карает Россию... Ставим всюду кресты православные, ну тогда и жить, и работать надо по заповедям!

Валентин ТИМОШКИН, специалист по авиационной безопасности:

- Наверное, нужны перемены в нашей авиации. Там много людей с иностранными языками, экономическим образованием, но ни черта не смыслящих в безопасности полетов. Всегда были три главных принципа: безопасность, эффективность, регулярность. А сегодня для авиаменеджеров главное - бабки.

Баригам ГИНОСЯН, летчик с 25-летним стажем:

- Нельзя сказать, что если сейчас начнут вливать огромные деньги в авиацию, то перестанут падать самолеты, хотя финансирование должно быть в разы больше. Как ни печально, но таких трагедий практически невозможно избежать. Нет почти ни одной компании, в которой не происходят авиакатастрофы.

Владимир СЫПКО, начальник военного аэродрома «Мигалово», Тверь:

- Выход - в восстановлении системы качественной подготовки авиаперсонала для гражданской авиации и сохранении системы подготовки военных летчиков.

Александр ДЕРКЕ, замдиректора авиакомпании «Скаэтон», Киев:

- Авиация должна дотироваться государством! Компаниям удобнее покупать подержанную технику и «пилить откаты», а свое производство губится. Вот в Самаре вместо Ту-154 сейчас выпускают катера. А в Израиле государство поддерживает компанию «Эль Аль», и она выпускает лучшие беспилотники в мире.

Сергей ЗАБЕДНОВ, полковник, депутат Волгоградской гордумы:

- Создавать единую госкорпорацию гражданской авиации. Это позволит поднять стандарты и выйти из пике.

Борис РЫБАК, директор консалтинговой компании Infomost, Москва:

- Никакого пике нет. У нас гражданская авиация - передовая отрасль. Но, к сожалению, сложная техника иногда дает сбой, гарантировать ее полную безопасность невозможно.

Роман, слушатель радио «КП»:

- Заменить старые самолеты на новые и перестать латать там, где тонко, - все равно порвется!

Татьяна, читательница сайта KP.RU:

- Не растаскивать страну по карманам!