Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество29 мая 2022 8:56

Как Петр Первый призвал бояр палачами стать

Наши колумнисты Николай и Наталья Варсеговы продолжают рассказывать о Петре Великом
Картина Дмитрия Белюкина «Петр I стрижет бороды боярам», 1985 год

Картина Дмитрия Белюкина «Петр I стрижет бороды боярам», 1985 год

Часть 24. Начало здесь: ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2, ЧАСТЬ 3, ЧАСТЬ 4, ЧАСТЬ 5, ЧАСТЬ 6, ЧАСТЬ 7, ЧАСТЬ 8, ЧАСТЬ 9, ЧАСТЬ 10, ЧАСТЬ 11, ЧАСТЬ 12, ЧАСТЬ 13, ЧАСТЬ 14, ЧАСТЬ 15, ЧАСТЬ 16, ЧАСТЬ 17, ЧАСТЬ 18, ЧАСТЬ 19, ЧАСТЬ 20, ЧАСТЬ 21, ЧАСТЬ 22, ЧАСТЬ 23

В допетровской России мужчина без бороды считался…, ну мягко скажем так — человеком нетрадиционной ориентации. Безбородым запрещалось исповедоваться, а то и вовсе посещать церковь. Безбородым европейцам, приехавшим в Москву на заработки, полагалось жить в отдельных слободах и не заходить в православные избы, где есть иконы.

И ВЗЯЛСЯ ЦАРЬ РОССИЯН В ЕВРОПЕЙЦЕВ ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ

Петр Первый, как нам известно, с юности подружился с немцами, жившими в слободе Кукуй, и первым взялся разрушить миф, что все те немцы… лица нетрадиционной ориентации. Однако, русские в то не верили, прибегая к железной логике: «Зачем мужику брить бороду, если он не п....р?».

И когда после заграничных турне Петр Первый уже в приказном порядке заставил подданных поголовно бриться, можно себе представить, какие недоумения, возмущения вызвал этот указ. Это все равно, что если бы ныне по телевизору озвучили кремлевский указ — всем ходить без штанов и юбок. Так в петровской Руси на первых порах бороды людям стали сбривать насильно. И это привело к суицидам. Тогда Петр Первый подумал и решился на компромисс - «хрен с вами, носите бороды, но платите налоги с них». Так 17 апреля 1722 года император издал указ «О взыскании особой подати с бородачей и о ношении ими особого платья».

Подобными указами и рубил Перт Великий окно в Европу. Вместо валенок - башмаки, рукава короче, кафтаны венгерские, чулки шелковые. Русский, по велению царя, должен выглядеть как европеец. А если не хочешь остаться без бороды, плати. С купцов - по 100 рублей в год, со «служивых и приказных людей» — 60 рублей, с ямщиков, извозчиков и «всяких чинов московские жители» — 30 рублей. С крестьян - по «две деньги с бороды». Деньги немалые. Для примера, капитан в армии тогда получал 100 рублей годового жалования, а чины пониже в разы меньше.

УТРО СТРЕЛЕЦКОЙ КАЗНИ

Но война с бородачами – это цветочки. Свое правление император начал с жестокой казни участников стрелецкого бунта. В памяти народной сие событие запомнилось на века вперед. О нем даже слагали песни.

«Как у нас то было во матушке кременной Москве,

На Красной площади,

Собирались стрельцы-бойцы, добрые молодцы…»

Вот только на Красную площадь стрельцы шли на казнь. И здесь мы предложим вам посмотреть еще раз на гениальное полотно Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни».

А выходили стрельцы на Москву походом из Псковщины.

Кто такие стрельцы? Это отдельное сословие, представители которого жили, в основном, в Москве. Летом они находились на службе, а зимой вместе с семьями держали лавки или ремесленные мастерские. Бывало, что стрелецкие полки отправляли в дальние походы на юг – в Астрахань или на Дон. Это были неудобные командировки на 1,5-2 года.

В 1698 году 4 стрелецких полка прямо из Астрахани отправили в Великие Луки на Псковщину. Нужно было встать там лагерем, и если понадобится, оказать помощь новому претенденту – ставленнику России - на польский престол.

Условия были тяжелыми - денег не платили, снабжение запаздывало, постоялых дворов для размещения стрельцов не хватало. Помощи полякам тоже не потребовалось.

Тогда стрельцы собрали делегацию в 150-200 человек и отправили в Москву жаловаться на тяжкую службу.

Московские власти откликнулись, денег дали и велели вернуться в Великие Луки. Часть вернулась, а остальные уезжать из Москвы не захотели и стали мутить воду. Мол, Петра больше года дома нет (он в этом время с Великим Посольством по Европе путешествовал, - Ред.), стало быть убили его - в бочку засунули, законопатили и в море опустили. А что если пришлют на русский престол «немчуру безбородую»? По мнению некоторых историков, слухи эти исходили от сестрицы Петра Софьи, которую он запер в монастыре. Она, якобы была заодно с заговорщиками.

В общем, стрельцы решили бунтовать. В начале лета из-под Пскова вышли на Москву 2200 стрельцов. Но у стен Ново-Иерусалимского монастыря их встретили 8000 солдат регулярного войска. То были Преображенский, Семеновский, Лефортовский и Бутырский полки.

Договориться с бунтовщиками не получилось. И, как рассказывает известный историк Владимир Мединский, двумя залпами, один из которых был поверх голов, царская армия обратила стрельцов в бегство.

Петр, вернувшись из Посольства, был в ярости. По его приказу поймали почти всех бунтовщиков, арестовали их родственников. Царь лично допрашивал царевну Софью и ее служанок.

А потом начались казни. Прямо на Красной площади, И это было адовое зрелище. Казнили больше тысячи человек. В один из дней отправились на тот свет более 300 приговоренных. Палачей не хватало и тогда Петр привлек все ближайшее окружение – бояр и иную свиту. Кто-то как Меншиков лихо рубил головы. А у кого-то рука дрогнула и с первого раза перерубить шею казненному не получалось. Остается только пожалеть стрельцов, чья казнь растянулась на несколько ударов.

Несколько месяцев тела стрельцов не убирались с площади. И хоть события произошли зимой, но жутко представить, какой в городе был смрад.

Стрелецким женам и детям было предписано покинуть Москву. Остальные полки стрельцов были расфомированы, а стрельцов перевели в солдаты.

ЛУЧШЕ ЗАМОРСКОГО

Мы не будем пересказывать все реформенные указы Петры. О них написано немало. О них подробно рассказывает историк Владимир Мединский на радио «Комсомольская правда» (97,2FM). Укажем лишь, что ценой всех реформ были поборы с населения. Налоги выколачивались с помощью солдат. А тех, кто не хотел платить, гнали на принудительные работы.

Петру очень хотелось побыстрее догнать и перегнать Европу. Причем, по всем направлениям. Особенно в оружейном доле, поскольку на горизонте уже маячила Северная война. По этому поводу есть даже такой анекдот.

Петру подарили европейский пистолет. Но когда Петр ехал в Воронеж у пистолета сломался курок. Пришлось остановиться в Туле и искать мастерового. И такой нашелся. Говорят, это был Никита Демидов. Император оставил сломанный пистолет на починку, а на обратном пути вернулся за ним. Демидов принес ему пистолет. Петр был очень доволен. Отремонтированное оружие стало явно лучше прежнего. Царь похвалил кузнеца: «А сам пистолет-то каков! Доживу ли я до того времени, когда и у меня на Руси будут так работать?» «Чего же ждать-то, авось и мы супротив немца постоять можем!» – отозвался мастер. Петр вскинулся на кузнеца: сперва, мол, сделай, мошенник, потом хвались! «А ты, царь, – не смутился Демидов, – сперва узнай, потом дерись!» И при этих словах вынул из кармана еще один пистолет. «Который теперь у твоей милости, – продолжил кузнец, – это моей работы, а заморский-то твой – вот он!»

***

А о том, с чего и как началась Северная война, слушайте в новых поучительных лекциях Владимира Мединского. Послушать можно по этой ссылке.